▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Другие языки
Предста Царица
Изображения с более высоким разрешением:

Предста Царица

Вторая половина XV в.

29 × 24 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 2

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

Царь царем1.

1 В композиции «Царь царем», или иначе «Предста царица», иллюстрируется текст псалма 44 «…предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна…» [Пс. 44:10]. Иконография несколько напоминает икону XIV в. иконостаса Успенского собора Московского Кремля, древнейшую раскрытую икону на эту тему. По церковному преданию «Царь царем» Московского Кремля является произведением Алимпия Печерского XI–XII вв. (Гр. Истомин, Указатель святынь и достопримечательностей Московского Успенского собора, М., 1897, стр. 14).
Древняя икона «Царь царем» известна и в Новгородском Софийском соборе (В. П. Ласковский, Путеводитель по Новгороду, Новгород, 1910, стр. 38). Икона эта была записана в XVII в. и реставрационному обследованию не подвергалась («Опись новгородских церквей, составленная Е. И. Силиным в 1928 г.». Рукописный отдел ГТГ). Известна также фресковая композиция на эту тему на северной стене церкви Спаса Преображения в Ковалеве близ Новгорода (церковь разрушена в 1942 году).
В. Н. Лазарев считает, что иконографический тип «Царь царем» был занесен в Новгород из Сербии (В. Н. Лазарев, Искусство Новгорода, М.–Л., 1947, стр. 86–89, 120; В. Н. Лазарев, Ковалевская роспись и проблема южнославянских связей в русской живописи XIV века. — В кн.: «Ежегодник Института истории искусств», 1957; Архитектура и живопись, М., АН СССР, 1958, стр. 254–260).
Икона «Царь царем» 1562 г. собр. ГРМ (Држ 2060) имеет надпись: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову» и «Предста царица одесную тебе» (Н. П. Кондаков, Русская икона. Альбом, ч. II, Прага, 1929, табл. 105).

XV век. Новгородская школа (?).

Изображен Христос как царь царей и великий архиерей, восседающий на престоле с предстоящими по сторонам Богоматерью и Иоанном Предтечей. Вохрение по коричневому санкирю светлой охрой с подрумянкой. У Христа розовато-желтый царский далматик с крестами в синих кругах, золотой царский лор с драгоценными камнями, белый с зелеными крестами омофор и красная с золотом митра. Правая рука с двуперстным сложением, в левой — Евангелие с текстом: «Не судите на лица…». Богоматерь в киноварной одежде царицы с золотым орнаментом и золотыми каймами. На ее голове золотая корона и жемчужная сетка. Иоанн Предтеча в темно-синей власянице, в зеленом с темно-красным притенением гиматии.

Фон и поля золотые. Надписи на фоне красные. Правая рука Иоанна с двуперстным сложением. В левой он держит развернутый свиток с надписью: «Покайтеся приближибося царство небесное».

Доска ясеневая, без шпонок. Паволока, левкас, яичная темпера. 29×24.

Собр. П. М. Третьякова. [2]

 Лазарев 2000/1 

  
 с. 243 
¦
53. Предста Царица

Вторая половина XV века. 29×24. Третьяковская галерея, Москва [2].

Из собрания П. М. Третьякова. Сохранность хорошая. Самое раннее изображение сюжета «Предста Царица» (или «Царь Царем») в станковой живописи. Этот сюжет впервые возникает на русской почве в росписи церкви Спаса Преображения на Ковалеве под Новгородом (1380 год), куда он был занесен из Сербии. На голове Христа — митра, которая уже с XI века рассматривалась как подобие императорской короны и получила символическое толкование: напоминая о терновом венце распятого, эта архиерейская митра воспринималась в виде символа Царя Царей, то есть Христа. Богоматерь представлена в царской одежде, с короною на голове (псалом 44: «... предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна»). По-видимому, в Сербии царское облачение Христа впервые заменили архиерейским и таким образом произошло слияние двух типов — Царя Царей и Великого Архиерея. См.: Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, с. 249–262 (в статье «Ковалевская роспись и проблема южнославянских связей в русской живописи XIV века»). Не исключена возможность, что автор иконы видал большую сербскую икону конца XIV века в Успенском соборе Московского Кремля, на которой представлена та же композиция.  с. 243 
  
¦

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 334
¦
123. Царь Царем (Предста Царица)

Вторая половина XV века. Русский мастер, работавший на Афоне (?)
Дерево, темпера. 28,5 × 24
Происходит из собрания П. М. Третьякова
ГТГ, инв. 2

Композиция подобна «Деисусу», где Спасу Вседержителю на престоле предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, но Спас изображен в одеждах архиерея, а Богоматерь в царском облачении.

Содержание этой иконографии многогранно. Обычно его связывают со словами Псалтири «Предста Царица одесную Тебя в ризах позлащенных одеяна» (Пс. 44 : 10), относя эти слова к изображению Богоматери. Фигуре Иисуса Христа, одетого в царские и святительские одежды, созвучен текст псалма 109 (ст. 4): «Ты иерей по чину Мелхиседекову». Но по сути иконе более соответствуют слова: «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена в церкви Всевышнего. Она откроет уста свои и перед воинством Его будет прославлять себя...» (Сир. 24 : 1–2). Христос прославляется как ипостасная Премудрость Божия. Богоматерь олицетворяет Церковь, через которую передаются людям блага Премудрости, осуществляется связь их с Богом.

Эта иконография предваряет «новгородский» извод изображения «Софии Премудрости Божией» (кат. № 1), где Христос изображен дважды: в своем обычном обличии и в виде Софии-ангела в царском облачении сидящим на троне, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Литература

Н. Розанова с. 334
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 575