▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Рождество Христово
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Рождество Христово

Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа

Конец XV — начало XVI вв.

59 × 47 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 15033

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 228
¦
192. Рождество Христово.

Конец XV — начало XVI века. Ростово-суздальская школа.

Окутанная лиловато-коричневым мафорием повернутая вправо Богоматерь лежит на красном ложе среди светлых, зеленовато-желтых скал с белыми лещадками. В композицию введены указывающие на звезду волхвы, едущие слева вверху вслед за ангелом. Справа вверху левый ангел поклоняется яслям пещеры, а правый вещает трубящему в рог пастуху. Внизу слева бес искушает Иосифа, а справа жены омывают младенца. Фигуры тонкие, преувеличенно удлиненные. Вохрение по оливковому санкирю красновато-коричневой охрой. Основные цвета красочной гаммы: неяркие зеленые и коричневые тона в сочетании с киноварью. Фон голубой. У нижнего края большая вставка нового левкаса. Поля перечищены.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Сорочка желтой бумажной камки XIX века. Паволока, левкас, яичная темпера. 59 × 47.

Собр. А. М. и А. В. Мараевых в г. Серпухове.

Поступила из отделения ГФ в Новодевичьем монастыре в 1934 году. [15033] с. 228
 
¦


 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 114
¦
30. Рождество Христово

Начало XVI века. Суздаль (?)
Дерево, темпера. 59 × 47
Находилась в собрании A. M. и А. В. Мараевых в Серпухове
ГТГ, инв. 15033

Рождество Христово — одно из важнейших событий евангельской истории, о котором повествуют, дополняя друг друга, два евангелиста: Матфей (Мф. 1 : 18–25; 2 : 1–12) и Лука (Лк. 2 : 1–20), а также многочисленные апокрифические сочинения о рождестве и детстве Иисуса Христа, из которых наиболее достоверными считались те, что вошли в Протоевангелие Иакова.

Согласно текстам, Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, повинуясь указу о всенародной переписи римского императора Августа. «Когда же они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына своего первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли» (Лк. 2 : 6–7).

Произошло это событие в пещере, служащей хлевом для скота, и сопровождалось появлением славословящих ангелов; ангела, благовестующего пастухам; Вифлеемской звезды на небе, приведшей к пещере из разных стран волхвов с дарами.

Икона Третьяковской галереи написана по распространенной иконографической схеме. В центре иконы, в окружении горок, «земной твердыни», перед входом в пещеру — Богоматерь на ложе. В пещере ясли со спеленутым младенцем и заглядывающие в них вол и осел — символы двух народов — иудейского и языческого, которым равно принес спасение Иисус Христос и которые ассоциировались с пророчеством Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1 : 3).

Вверху, над горками слева, изображены едущие на конях волхвы, которым ангел указывает на путеводную Вифлеемскую звезду. Правее — ангел, поклоняющийся младенцу в яслях, и ангел, вещающий о рождении Спасителя. Изображенный ниже трубящий в рог юный пастух являет образ ликующего человечества: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение» (Лк. 2 : 14). Внизу, у ног Богоматери, сидит погруженный в глубокую думу Иосиф, перед которым стоит старец, одетый в шкуры. Правее — сцена омовения младенца двумя служанками. Образ спеленутого младенца в яслях есть одновременно и прообраз его крестной жертвы и погребения. Изображение стоящего перед Иосифом старого пастуха толкуется по-разному. В нем видят и пророка Исайю, и духа сомнения, искушающего Иосифа.

Икона Третьяковской галереи, написанная на нежно-голубом фоне, что не часто встречается в русской иконописи, отличается изяществом линий, гармонией колорита и тонкостью письма, которые создают ощущение светлого праздника. В самом ее строе дает о себе знать чувство и радость просветления, которое несет миру Рождество Христово. «Приидите, возрадуемся Господеви» — такими словами начинается служба на этот великий и радостный праздник.

Литература

В. Уханова с. 114
 
¦




Детали

[A] Скачущие волхвы

[B] Купание младенца

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 5766