Наверх (Ctrl ↑)

Тайная вечеря

Из праздничного чина

Тайная вечеря
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа

Начало XVI в.

70 × 60 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 20708

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 230
¦
194. Тайная вечеря.

Из праздничного чина1. Начало XVI века. Ростово-суздальская школа.

1 В собрании ГТГ находится Умовение ног из того же чина (см. № 195).

Икона записана2. Вокруг овального стола сидят двенадцать апостолов. Слева изображен Христос на фоне красного ложа. К его груди припал Иоанн. Иуда, перегнувшись через стол, опустил руку в чашу, стоящую перед Христом. Сидящие на низкой скамье на переднем плане апостолы беседуют, подогнув под себя ноги. Вохрение по оливковому санкирю, красноватой охрой. Цвета одежд киноварные, оранжево-красные (сурик), светло-желтые, зеленые. Здания (палаты и стена) окрашены в желтые и лиловато-серые светлые тона.

2 Обширная проба сделана в 1926 году в ЦГРМ.

Доска сосновая, шпонки врезные, сквозные. Паволока сложного плетения, левкас, яичная темпера. 70 × 60.

Из церкви Вознесения г. Белозерска.

Поступила из ЦГРМ в 1934 году. [20708] с. 230
 
¦


 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 206
¦
68. Тайная вечеря

Первая половина XVI века. Средняя Русь
Дерево, темпера. 70,3 × 59,7
Происходит из церкви Вознесения города Белозерска1
ГТГ, инв. 20708

1 Икона происходит из церкви Вознесения в Белозерске (см. примеч. кат. № 67).

На среднике имеются потертости красочного слоя. На полях различимы реставрационные вставки левкаса, тонированные под первоначальную живопись.

О Тайной вечере повествуют все четыре Евангелия: Мф. 26 : 17–29; Мк. 14 : 12–25; Лк. 22 : 7–38; Ин. 13 : 1–38. Изображения этого события известны уже в раннехристианском искусстве. В византийском искусстве особенно широкое распространение получили в постиконоборческий период. Число икон со сценой «Тайной вечери» в древнерусской живописи значительно вырастает начиная с XV века, в связи с появлением высокого иконостаса, в праздничный чин которого они включаются. Таковы, например, иконы из иконостаса Благовещенского собора Кремля начала XV века и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры 1420-х годов.

Слева, в нижней части иконы, изображен сидящий Христос со свитком в руке. Он представлен на фоне красного ложа, напоминающего миндалевидную «славу». Поднятая к груди правая рука Иисуса указывает на то, что он обращается с речью к апостолам. Правее, вокруг овального стола, расположены сидящие на скамье апостолы. Юный Иоанн, любимый ученик Христа, припадает к груди учителя. Его рука поднята в вопрошающем жесте. Рядом изображен Петр. Одна рука апостола, развернутая ладонью наружу, находится у груди, будто он, участвуя в разговоре, уверяет в чем-то Христа. За его спиной — апостол Матфей. Сидящий за ним Иуда, наклонившись вперед, протянул руку к стоящей на столе чаше. Архитектурный фон иконы — палаты, стена, башня — обозначают место действия — Сионскую горницу, которая почиталась праматерью церквей.

На Тайной вечере, во время которой Христос подает апостолам хлеб и вино, мистически претворяя их в свое тело и кровь, тем самым уподобляя себя жертвенному пасхальному агнцу, им было установлено таинство Евхаристии, т.е. соединение верных через принятие причастия в единое тело Христово, образующее Церковь. По учению Церкви, это событие — одно из главных свершений Христа — Премудрости Божией на земле. Причастие, совершаемое на литургии в воспоминание Тайной вечери, — таинство, дарующее верующим надежду на воскресение из мертвых и наследие вечной жизни.

Накануне Пасхи, во время богослужения Страстного четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, поется гимн Козьмы Маиумского (VIII в.), в основу которого положен текст из Книги Притчей Соломоновых (Притч. 9 : 1). В нем можно найти толкование этого события как прообраза пира праведников в Царствии Небесном, созвучного другому песнопению Козьмы Маиумского на Страстной четверг: «Преподавая таинство возлюбленным своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душепитательную трапезу и предлагает чашу бессмертного пития верным».

Литература

Е. Гладышева с. 206
 
¦


Литература