▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти

Царские врата

Школа или худ. центр: Москва

XV в.

157 × 39 см (левая створка); 157 × 40 (правая створка)

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22383, 22382

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 302
¦
242. Царские врата.

XV век. «Рублевская легенда». Московская школа1.

1 Эти царские врата помещены вследствие связанной с ними «рублевской легендой» в конце группы, образованной в каталоге памятниками Андрея Рублева. Живопись этих врат сродни искусству поволжских мастеров того времени, когда Поволжье было уже под властью великих князей московских. Художник рассматриваемых врат с. Борисовского копировал, по-видимому, подлинное произведение Андрея Рублева, известное ему, быть может, лишь в прориси. Об этом свидетельствуют чуждые эпохе Рублева колорит и вохрение. Недавно сотрудникам ЗИХМ удалось обнаружить в Троице-Сергиевой лавре те современные Андрею Рублеву царские врата, которые породили предание об авторстве Рублева в № 242 и № 243. Чуждые стилистически памятникам ГТГ врата ЗИХМ схожи с произведениями ГТГ по размеру. Врата ЗИХМ несомненно являются иконографическим прототипом врат ГТГ. Раскрытие врат ЗИХМ начато в ГЦХРМ.

Полотнища каждой створки образуют два продолговатых клейма, завершенных фигурным верхом с волнообразным закруглением. В верхней части на обеих створках помещено Благовещение. Слева Гавриил с развернутыми за спиной крыльями, держа отвесно темное мерило, говорит с оглянувшейся, но обращенной вправо сидящей Марией. Рядом с ней представлена за прялкой юная служанка. На левой створке под благовествующим архангелом изображены «Иоанн евангелист», а ниже «Лука евангелист». Обратясь влево, грузный Иоанн диктует сидящему в профиль Прохору. Фигуры четко рисуются на фоне горок. Согнувшийся вправо Лука пишет у низкого стола, помещенного за его фигурой. На правой створке симметрично представлены Матфей и ниже Марк. Оба они изображены пишущими и обращенными влево. Архитектурные фоны заполнены многоярусными высокими зданиями сложных архаизирующих форм (см., например, экседру у Матфея и башнеобразные сооружения у Луки). Эти здания представлены в разнообразных поворотах. Горки крутые, с пяточками (у Иоанна). Вохрение желтоватой, холодного оттенка охрой по темно-оливковому санкирю. Краски рдеющие — алые, зеленые и охряные. Фоны и поля охряные. Поземы зеленые, надписи красные, нимбы со следами золота. На среднем валике царских врат — ромбообразный черный орнамент. Нижняя часть обеих створок повреждена.

Доска левой створки сосновая, правой — липовая. Шпонки врезные. Паволока, левкас, яичная темпера. Левая створка — 157 × 39, правая створка — 157 × 40.

По преданию, «рублевские» врата попали в церковь села Борисовского из Успенского собора во Владимире. Поступили из села Борисовского в 1934 году.

Раскрыты в ГТГ в 1960 году И. А. Барановым. [22383, 22382] с. 302
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6074