▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти

Вход в Иерусалим

Школа или худ. центр: Москва

Середина XV в.

80 × 62 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12042

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 315
¦
257. Вход в Иерусалим.

Середина XV века. Московская школа.

Христос, сидя боком на белой лошади, представляющей здесь осла, едет вправо, обернувшись назад к семи идущим за ним апостолам. У ног лошади дети расстилают одежды и разбрасывают ветки. Навстречу Христу из высокого каменного града выходят жители Иерусалима. Впереди идут иудейские мужи. Левый из них в обеих руках держит пушистые ветви. За ними теснятся юноши. У правого на руках сидит дитя в белой одежде. Над головой виднеющейся посредине женщины представлен держащийся за ее мафорий ребенок, протягивающий вперед ветку, еле различимую на фоне черного проема. Шествие замыкают склоняющие головы старцы. За Христом высится гора, достигающая левого верхнего угла иконы. Из-за стен града вырастает изогнувшееся влево дерево, возносящее свою крону посредине между Христом и горожанами. В его листве виднеются трое обламывающих ветки детей в белых одеждах1. Вохрение плотное, красноватой охрой по оливковому санкирю. Одежды красных, темно-зеленых и желтых оттенков. Изображение лошади выполнено жидкой, с. 315
с. 316
¦
серовато-белой краской, вприплеск, с белильными плотными пробелами. Горки светло-желтые с мелкими лещадками, с зеленоватыми и красновато-коричневыми притенениями. За высокими зеленовато-белыми городскими стенами Иерусалима среди других зданий видно большое купольное сооружение2. Фон и поля золотые с узкой красной опушью.

1 Иконография близка к одноименным изображениям в праздничных чинах Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1422–1427). К этой же иконографии восходит «Вход в Иерусалим» Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве (см. «Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве». Альбом, М., 1956, стр. 13 и цв. табл. на стр. 35).

2 См. о нем: А. Н. Свирин, К вопросу об изображении архитектурных форм в произведениях древнерусской живописи. — В кн.: «Гос. Третьяковская галлерея. Материалы и исследования», 1, М., 1956, стр. 10. См. также  М. А. Ильин, Изображение Иерусалимского храма на иконе «Вход в Иерусалим» Благовещенского собора. — «Византийский временник», т. XVII, М.–Л., 1960, стр. 108 и 110.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Левкас, яичная темпера. 80 × 62.

Собр. И. С. Остроухова.

Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [12042] с. 316
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6085