▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Собор архангела Михаила
Изображения с более высоким разрешением:

Собор архангела Михаила

Школа или худ. центр: Русский Север

XV в.

108 × 86 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12028

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 367
¦
319. Собор архангела Михаила1.

1 Собор архангела Михаила и собор архангела Гавриила изображаются одинаково (см. иконописный подлинник и святцы под 8-м ноября и 26-м марта). Обычно эти композиции различаются только по надписям. Но хотя надписи над изображением в издаваемой иконе не сохранились, она названа так, как была издана П. Муратовым (см. библиографию к иконе).

XV век. Северные письма.

Композиция из семи архангелов в рост. На груди архангела, стоящего в центре, в фас, изображен поясной Спас Еммануил в круглой славе2. Вохрение светло-коричневое, блеклое, по оливковому санкирю. Черты лиц крупные, грубые. Краски одежд — разбеленная киноварь, охра грязноватого оттенка, фиолетовый тон, серый перламутровый и яркая изумрудного оттенка зелень. Фон и поля золотые. Киноварная опушь на верхнем и нижнем полях. Надписи не сохранились. с. 367
с. 368
¦

2 Данный иконографический тип Собора архангела представляет собой дальнейшее развитие композиция, состоящей из двух архангелов (см. № 311).

Доска еловая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 108 × 86.

Собр. И. С. Остроухова.

Поступила из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова в 1929 году. [12028] с. 368
 
¦


 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 52
¦
6. Собор архангелов

XVI век. Русский Север
Дерево, темпера. 108 × 86
Находилась до 1929 года в собрании И. С. Остроухова
ГТГ, инв. 12028

Строго симметричную композицию образуют семь фигур архангелов, из которых фигура центрального, стоящего фронтально, заметно больше других. На его груди располагается медальон с полуфигурой юного Христа Эммануила. Слева и справа от медальона представлены, согласно надписям на их нимбах, архангелы Михаил и Гавриил, поклоняющиеся второму лицу Святой Троицы. В руках у них прозрачные сферы-зерцала с монограммой Христа IC XC.

Изображение Христа Эммануила в медальоне, занимающее центральное место в композиции, определяет ее смысловой контекст. Он предстает здесь как Господь сил, непрестанно возносящих ему славу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6 : 3). Медальон — символ незримого присутствия, подобие зеркала. Небесные силы, поклоняющиеся ему, являют его как образ предвечно сущего Бога и прообраз грядущего воплощения Слова Божиего, предсказанного через пророков. В первую очередь имеется в виду пророчество Исайи (Ис. 7 : 14) о Деве, которая родит Сына, чье имя будет Эммануил, что значит «С нами Бог». Эти слова повторил евангелист Матфей, говоря об исполнении обетования — рождении Спасителя (Мф. 1 : 20–25). Изображение небесных сил, как на щите возносящих Царя Небесного1, связано и песнопением Херувимской песни на Великом входе в службе литургии, в частности со словами: «...яко да Царя всех подъимем, ангельскими невидимо дариносима чинами. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

1 Об этом см.: Grabar A. L' iconoclasme byzantin. Dossier archéologique. Paris, 1957. Р. 252.

Изображения архангелов, славословящих Христа, начертание его имени или креста относятся к числу древнейших в христианской иконографии. Символика их многообразна и многосложна — от прославления Христа, триумфатора, победителя смерти, до толкования тайны его воплощения, Второго пришествия и суда над миром. Архангелы выступают здесь и как вестники Домостроительства спасения, — «когда вводит [Бог] первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божий» (Евр. 1 : 6), и как охранители Церкви, и как податели благ: «Яко Первой Светлости [Христу] пресветло предстоящи, светила огнеобразные, ...молитвами вашими озарите мя, яко светила трисолнечна [Троицы] богосияние суще приималища [воспреемники] пребогатое»2.

2 Кирилл Туровский. Творения. Киев, 1880. Молитва ангелам в день воскресный. С. 134.

В постиконоборческий период образ архангелов, возносящих изображение Христа, символизировало торжество иконопочитания3. Медальон с воплощенным Логосом-Эммануилом был символом иконы, данной самим Богом, и обоснованием права изображать второе лицо Троицы как человека.

3 Grabar A. L' iconoclasme byzantin. Dossier archéologique. Paris, 1957. Р. 203.

К своеобразным чертам иконографии «Собора» на иконе относится отсутствие изображений херувимов, серафимов, престолов и то, что художник ограничился семью фигурами архангелов, которые могут символизировать семь слуг Премудрости, семь даров Святого Духа согласно пророчеству Исайи (Ис. 11 : 2), семь апокалиптических ангелов хранителей Семи Церквей (Откр. 1 : 4, 20) и семь золотых светильников «Апокалипсиса»: «И, посреди семи светильников, [я увидел] подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1 : 12–13). Текст Апокалипсиса объясняет и то, что архангелы Михаил и Гавриил предстоят Ангелу великому, держащему медальон. Чрез «Ангела Своего» Господь показал Иоанну Богослову, «чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1 : 1). По-видимому, это Ангел Яхве, который шел перед народом избранным в пустыне в огненном столпе (Исх. 14 : 19).

Икона экспонируется впервые.

Литература

Л. Лифшиц, Ю. Козлова с. 52
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6203