▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Спас Нерукотворный; «Не рыдай Мене, Мати...»
Изображения с более высоким разрешением:

Спас Нерукотворный; «Не рыдай Мене, Мати...»

Школа или худ. центр: Москва

1570-е годы

140 × 118 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж-717

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 72
¦
13. Спас на убрусе; «Не рыдай Мене, Мати»

Икона двусторонняя
1570-е годы. Москва
Дерево, темпера. 140 × 118
Происходит из местного ряда иконостаса Никольского собора Николо-Угрешского монастыря1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж-717

1 Николо-Угрешский монастырь под Москвой основан, по преданию, в память «явления» иконы Николы Дмитрию Донскому во время похода на Мамая в 1380 г.

Образ находился по левую сторону Царских врат, на втором месте после иконы «Богоматерь с предвечным Младенцем», был украшен драгоценными прикладами.

В центре композиции — Нерукотворный Спас, убрус поддерживают архангелы. У верхнего края убруса — два летящих ангела. Ниже убруса — Христос во гробе, на фоне Голгофского Креста. Справа от Христа — оплакивающие его Богоматерь и жены-мироносицы, слева — Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим. Редкая иконография иконы привлекала к себе внимание исследователей иконописи начиная с середины XIX века. Особенно интересна сложная композиция «Христос во гробе» («Царь Славы»). В ранних иконографических образцах, в основном византийских памятниках XII века, изображается полуфигура Христа, стоящая прямо на фоне Голгофского Креста, символа искупительной смерти и воскресения. Голова наклонена к правому плечу. Из раны струится кровь. В палеологовскую эпоху произошло усложнение композиции — в нее были включены фигуры оплакивающей Богородицы и Иоанна Богослова. Иконографический тип «Царь Славы» включают новгородские памятники конца XIV века: росписи жертвенников в церквях Благовещения на Городище, Успения на Волотовом поле, церкви Спаса на Ковалеве. Около середины XVI века на название изображений данного иконографического извода переходит начало текста литургических песнопений: «Не рыдай Мене, Мати» (ирмос канона на утрене Великой субботы)2.

2 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI–XVIII вв. М., 1963. Т. 1–2. Т. 2. С. 186.

Одной из самых известных икон середины XVI века, включающей композицию «Не рыдай Мене, Мати», является «Четырехчастная» 1547–1554 годов. Она была создана во время восстановительных работ после пожара в Кремле, руководство которыми осуществляли настоятель собора Сильвестр и митрополит Макарий. Ее иконографическая программа отражает, в частности, борьбу с антитринитарными ересями, «новым учением» Феодосия Косого, отрицавшего искупительную жертву Христа и признававшего в Христе только простого человека.

Соединение двух самостоятельных композиций «Спас на убрусе» и «Не рыдай Мене, Мати» на иконе из Николо-Угрешского монастыря свидетельствует об их внутренней связи. Ее смысл раскрывает тропарь празднику Нерукотворного образа: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия» (Минея, 16 августа).

Литургическая направленность тематики, ее влияние на иконографию характерны для жанра икон-песнопений, широко распространенных в московской живописи второй половины XVI века.

На примере иконы из Николо-Угрешского монастыря прослеживается преемственность идей палеологовского искусства в московской школе живописи при Иване IV, а именно выбор иконографической параллели, диптиха конца XIV века «Мертвый Христос» и «Скорбящая Богоматерь» из монастыря Преображения в Метеорах. Схожи приемы, усиливающие драматизм образа Марии, жест руки. Аналогично расположение Голгофского Креста на уровне плеч Христа. Экспрессия динамичных линий, крупные лики с аскетически строгими чертами восходят к приемам балканского мастера.

Гроб Господень и Голгофский Крест окрашены в пурпурный цвет, который является знаком царственности Христа, а сверкающие белизной убрус с Нерукотворным ликом и платок Богоматери символизируют одежду нетления и чистоту, родство с божественным светом. Цвет киновари (надпись на иконе), «божественный» свет, сравнивался с пламенем — знаком воплощения Христа.

Литература

Л. Максимова с. 72
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте | Вид интерфейса

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6244