▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Иоанн Предтеча Ангел Пустыни со сценами жития и избранными святыми
Изображения с более высоким разрешением:

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни со сценами жития и избранными святыми

Школа или худ. центр: Москва

Первая половина XVII в.

Дерево, темпера.
36 × 26 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 26

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 94
¦
20. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни со сценами жития и избранными святыми

Первая половина XVII века. Москва
Дерево, темпера. 36 × 26
Находилась в собрании П. М. Третьякова
ГТГ, инв. 26

Изображение святого Авраамия Смоленского на нижнем поле прописано в XIX веке.

Символический образ Иоанна Предтечи со сценами из его жития сложился на основе новозаветных текстов (Мф. 3 : 1–17, 4 : 12, 11 : 2–12, 14 : 1–12; Мк. 1 : 1–11, 14; 6 : 14–29; Лк. 1 : 5–25, 41, 44, 57–80; 3 : 1–20; 9 : 7–9; Ин. 1 : 6–8, 15–37; 3 : 22–36; 5 : 32–35; 10 : 40–41; Деян. 1 : 5), установления VI Вселенского Константинопольского (Трулльского) собора (691 г.) и литургического чина (проскомидия) восточноправославной Церкви.

Иоанн Предтеча — последний ветхозаветный пророк, посланный свидетельствовать о пришествии Мессии избранному народу. По словам самого Христа, он тот, «о котором написано: се Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Малах. 3 : 1; Мф. 11 : 10). Иоанн — имя Предтечи, означающее милость, благодать Бога, подчеркивает его высокое призвание (Лк. 1 : 63; Ин. 1 : 6).

По толкованию экзегетов и церковных историков, Иоанн выступил на проповеди и стал крестить в Иоардане, будучи 30 лет, в 779 году от основания Рима или в 29 году от Рождества Христова. По евангельским текстам, Иоанн — свидетель о Свете, Логосе (Ин. 1 : 7–8). Как предтеча Мессии, он послан приготовить его приход в мир и посвящен в тайну Премудрости — воплощение Логоса как Жертвы (Ин. 1 : 29). Иоанн призван увидеть и указать народу Мессию, «чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1 : 33). Иоанн удостоен откровения Святой Троицы, став свидетелем сошествия Святого Духа на Христа (Мф. 3 : 13–17; Мк. 1 : 1–11; Ин. 1 : 33). Иоанн первым излагает учение о Христе как единородном Сыне Божием (Ин. 1 : 15–34; 3 : 22–36). Иоанну открыта тайна Мессии, что Он — «Сын Божий» (Ин. 1 : 34), «Агнец Божий» (Ин. 1 : 29, 35–37), «Муж» (Ин. 1 : 30) и «Жених» (Ин. 3 : 29). Себя Иоанн называет «другом Жениха» (Ин. 3 : 29). В Евангелии Христос подтверждает свидетельства Иоанна о себе (Ин. 5 : 32–35, 10 : 40–41) и, сам свидетельствуя о нем, именует Иоанна «чадом», сыном премудрости, в котором она проявилась («оправдана»): «и оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11 : 19).

На иконе Иоанн Предтеча изображен крылатым, с евхаристической чашей в левой руке и с посохом-жезлом в правой, согнутой в локте и указывающей вверх, — призыв к покаянию и пророчество о Царстве Небесном («покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», Мф. 3 : 2). Крылья и посох — атрибуты его ангельского достоинства. Пустыня — место его аскетических подвигов («и был в пустынях до дня явления своего Израилю», Лк. 1 : 80), где он получает откровение («глас Божий» — Лк. 3 : 1–2), и призывается на служение. О себе он говорит: «Я глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1 : 23).

К особенностям данного иконографического варианта относится евхаристическая чаша с Агнцем вместо свитка с текстом: «Се Агнец Божий». Судя по постановлению Шестого Вселенского собора, до конца VII века существовало изображение Иоанна Предтечи, свидетельствующего об Иисусе указанием на ягненка (агнца) (Ис. гл. 53). На иконе, как исполнение правила Трулльского собора («повелеваем от ныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхаго агнца» — Правило 82), Иоанн Предтеча держит чашу с жертвенным Агнцем — обнаженным младенцем Христом Эммануилом, благословляющим правой рукой.

На полях иконы, по углам, изображены сцены, посвященные Иоанну Предтече: вверху слева — Встреча Захарии и Елизаветы1; вверху справа — Рождество Иоанна Предтечи (Лк. 1 : 5–25; 57–80); внизу слева — Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мф. 14 : 1–12; Мк. 6 : 14–29)2; внизу справа — Обретение главы Иоанна Предтечи3; в центре левого поля — святой Петр митрополит Московский (вторая половина XIII в. — 1326)4; в центре правого поля — св. Леонтий митрополит Ростовский (? — ок. 1077)5; в центре нижнего — св. Авраамий Смоленский (XII–XIII вв.), изображенный в святительской одежде.

1 «Встреча Захарии и Елизаветы» или «Зачатие Иоанна Предтечи» — апокрифическое развитие темы рождества Иоанна Предтечи. О Захарии и Елизавете и благовестии Захарии см.: Лк. 1 : 5–23.

2 Церковь усматривала в мученической смерти усекновением главы тайну божественного Промысла об Иоанне как Предтече, принесшем весть о пришествии Христа в мир душам праотцев, томившимся в преисподней перед сошествием во ад воскресшего Христа. Об этом поется в акафисте Иоанну Предтече: «Спасти мир пришедшего во плоти Христа Бога благовестил еси и сущим во аде...» (кондак 10) и в кондаке на праздник «Усекновение главы Иоанна Предтечи»: «Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие...» (глас 5).

3 По церковному преданию, на протяжении девяти столетий совершилось три обретения главы Иоанна Предтечи. Первым — называются события, происшедшие до середины V в. Обретение случилось на горе Елеонской при постройке каменной церкви на месте, где была тайно погребена в сосуде глава Предтечи. Вновь спрятанная при гонении на христиан глава обретена при императоре Константине Великом (ок. 285–337) и хранилась в городе Емесе, в Сирии, в пещере у священника-арианина, в свою очередь спрятавшего ее там. Второе обретение, по описанию Маркелла, архимандрита монастыря, построенного на месте Емесской пещеры с головой Предтечи, произошло в 452 г. Сказание о втором обретении в Емесе вошло в агиографические сочинения Симеона Метафраста (X в.). Голова Предтечи, перенесенная из Емессы в Константинополь, в эпоху иконоборчества, вновь была спрятана, и третье ее обретение совершилось около 850 г. при византийском императоре Михаиле III. На иконе изображено второе обретение главы Иоанна Предтечи. Литературным источником сюжета, очевидно, послужило сочинение Симеона Метафраста.

4 Митрополит Петр перенес митрополичью кафедру из города Владимира на Клязьме в Москву, начал строительство кафедрального Успенского собора в Москве, отстоял и укрепил интересы русской Церкви после принятия в 1313 г. ордынским ханом Узбеком мусульманства.

5 Леонтий, епископ Ростовский, прославился как креститель детей.

В Древней Руси образ Иоанна Предтечи становится одним из доминирующих в годы правления царя Ивана IV Васильевича Грозного (1530–1584) и в царствование Иоанна V Алексеевича (1666–1696).

Литература

А. Лукашов с. 94
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6250