▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Богоматерь Владимирская и праздники
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Владимирская и праздники

Школа или худ. центр: Сольвычегодск

Начало XVII в.

Дерево, темпера.
103 × 71 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ЭРИ-219

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 100
¦
23. Богоматерь Владимирская и праздники

Начало XVII века. Сольвычегодск. Мастерская Строгановых
Дерево, темпера. 103 × 71
ГЭ, инв. ЭРИ-219

Живопись первоначально находилась под басменным окладом, также хранящимся в Эрмитаже.

Композиция средней части иконы восходит к знаменитой иконе Богоматери Владимирской рубежа XI–XII веков из собрания Третьяковской галереи1, которая, возможно, была принесена на Русь в 1131 году из Константинополя для князя Мстислава. По преданию, протограф иконы был написан апостолом Лукой. Название иконы связано с ее пребыванием в городе Владимире, куда она в 1155 году была перенесена князем Андреем Боголюбским. В 1395 году, во время нашествия Тамерлана на Русь, митрополит Киприан приказал перенести икону в Москву. С той поры Русь и ее столица находятся под особым покровом этого чудотворного образа. Празднование Владимирской иконе Божией Матери совершается трижды в год: 3 июня — в честь спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г., 6 июля — спасение от нашествия хана Ахмата в 1480 г., 8 сентября — спасение Москвы от нашествия Тамералана в 1395 г.

1 Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., 1995. № 1.

Клейма располагаются в следующем порядке:

На широких полях вокруг средника в 20 клеймах изображены ключевые события Ветхого и Нового Завета, показывающие молящемуся пути Божественного промысла — Предвечный Совет Святой Троицы о спасении падшего человечества и деяния воплощенного Логоса-Премудрости, направленные на осуществление этого Божественного плана — Домостроительства. Главным актом Домостроительства человеческого спасения является воплощение Христа и вхождение Его в земную историю, что свершилось в согласии с Божией волей и благодаря чистоте и смирению Девы Марии. Оно нашло выражение в ее покорных словах: «се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1 : 38). Как самоволием Евы в мире воцарился грех и смерть (2 Кор. 11 : 3), так послушанием и смирением новой Евы, исполнившей свое истинное предназначение (1 Тим. 2 : 13–14), праведность и жизнь вернулись в историю человечества. Согласившись единожды стать матерью Бога, по слову церковного песнопения «взаимодавшая Богу свою плоть», Дева Мария всю жизнь исполняла заповедь материнства, пронизанную умиленной любовью к своему Божественному Сыну — воплощенной Премудрости.

Богоматерь Владимирская — один из вариантов иконографии «Умиление», передающий взаимную любовь Матери и ее Сына. Основная особенность иконографии — младенец Христос прильнул лицом к щеке Богоматери и обнял ее за шею.

Композиция с клеймами вокруг средника, имеющими килевидное завершение, также могла получить свое начало от древней «Владимирской Богоматери», на которую в XV веке был одет золотой оклад, украшенный килевидными киотцами с изображениями праздников.

В сценах праздников даны обычные варианты сюжетов, являющихся последовательными этапами подготовки мира к воплощению Премудрости, самого спасительного пришествия и действия Премудрости в мире и их благих последствий. Все клейма снабжены надписями с указанием на событие и именованием основных действующих лиц:

  1. Ветхозаветная Троица;
  2. Рождество Богоматери (особенность композиции — сидящая на ложе Анна с Марией на руках);
  3. Введение во храм Девы Марии;
  4. Благовещение;
  5. Рождество Христово;
  6. Сретение Господне;
  7. Беседа 12-летнего Христа с книжниками в Иерусалимском храме (Лк. 2 : 41–52);
  8. Крещение Господне;
  9. Воскрешение Лазаря (Ин. 11 : 1–46);
  10. Вход Господень в Иерусалим;
  11. Преображение Господне;
  12. Распятие;
  13. Снятие со креста и положение во гроб;
  14. Сошествие во ад — Воскресение;
  15. Уверение Фомы (Ин. 20 : 25–29);
  16. Вознесение;
  17. Сошествие Святого Духа на апостолов;
  18. Успение Богоматери;
  19. Крестовоздвижение;
  20. Покров Богоматери.

Обращает на себя внимание помещение Преображения между Входом в Иерусалим и Распятием, что соответствует как самой сути события — демонстрации Божественной славы перед страданиями, — так и литургическим песнопениям праздника.

Литература

А. Косцова, А. Мусин с. 100
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6252