Наверх (Ctrl ↑)

Распятие

Распятие
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Каргополь (круг Федора Трофимова)

1590-е годы

Дерево, темпера.
73.5 × 51 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 602

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 126
¦
36. Распятие

1590-е годы. Круг Федора Трофимова. Каргополь
Дерево, темпера. 73,5 × 51
Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в иконостасе Благовещенской церкви1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 602

1 О Соловецком монастыре см. примеч. кат. № 12.

В центре иконы — высокий Крест с распятым Христом. Он установлен на Голгофе, изображенной в виде невысокой горы с черным проемом пещеры с «Адамовой головой». Позади Голгофы — трехступенчатый помост, достигающий нижней перекладины Креста. Слева от Креста — Богородица и одна из иерусалимских жен, справа — Иоанн Богослов и Лонгин Сотник. Их позы и жесты передают чувства скорби, удивления и благоговейного молитвенного предстояния.

На втором плане — розовая стена Иерусалима с золотыми решетками и двумя симметрично расположенными по сторонам башнями. Фон золотой.

Иконография «Распятия» сложилась в византийском искусстве не ранее V века. О распятии и мученической смерти Христа, воплотившей идею искупительной жертвы, говорится в Евангелиях от Матфея (Мф. 27 : 33–35), Марка (Мк. 15 : 25–41), Луки (Лк. 23 : 33–49), Иоанна (Ин. 19 : 18–37). Христос был распят на Голгофе, где, по преданию, был погребен праотец Адам. Согласно толкованиям раннехристианских авторов, кровь Спасителя, пролитая на могилу Адама, явилась символическим знаком искупления первородного греха человека2.

2 Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. СПб., 1892. С. 351–357.

В русском искусстве самым древним сохранившимся изображением «Распятия» является фреска Софийского собора в Киеве середины XI века. Композиция представленной иконы относится к одному из традиционных, лаконичных его вариантов: группы предстоящих размещены симметрично по сторонам Креста, отсутствуют изображения ангелов, воинов, делящих одежды Спасителя, и другие детали.

Смысловое содержание иконы, объясняющее высокое значение крестной смерти Иисуса Христа проявлением Божественной силы и Божественной Премудрости, приводится в проповеди апостола Павла о Христе распятом: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (Ис. 29 : 14). «...Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных... Христа Божию силу и Божию Премудрость... Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... Вы во Христе Иисусе, который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1 : 18–30).

Распятие Христа — кульминация его земной миссии. На кресте плоть Христа преобразуется в здание земной Церкви, прославляющей Триединого Бога. О догмате Триединства напоминают фланкирующие изображения двух храмов. Один имеет завершение в виде трех шатров, другой увенчан одним шатром.

Икона экспонируется впервые.

О. Полякова с. 126
 
¦


Литература