▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Икона Богоматери «Дверь Небесная»
Изображения с более высоким разрешением:

Икона Богоматери «Дверь Небесная»

Школа или худ. центр: Псков (?)

Конец XVI в.

Дерево, темпера.
32 × 22 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12033

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 150
¦
45. Богоматерь Дверь Небесная

Конец XVI века. Псков (?)1
Дерево, темпера. 32 × 22
Оклад. Конец XVI века
Серебро; тиснение, золочение
Находилась в собрании И. С. Остроухова
ГТГ, инв. 12033

1 Возможно, икона «Богоматерь Дверь Небесная» передает, в связи с двумя историческими событиями города Пскова XVI в., древний чудотворный образ мирожского монастыря «Богоматерь Великая Панагия» (упоминается в псковской летописи под 1192 г.). Первое относится к 1567 г., когда во время морового поветрия во Пскове произошло «слезное» чудо на иконе Богоматери Панагии в Мирожском монастыре, после чего икона была перенесена и поставлена в кафедральном Троицком соборе (Псковская икона XIII–XVI вв. Л., 1990. С. 293. № 10). Другое событие — связано с чудесным явлением Богоматери во время осады Пскова в 1581 г. польскими войсками Стефана Батория. Последнее получило отражение в иконе XVII в. («икона Жиглевича»), хранящейся в Псковском государственном историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике (Малков Ю. Г. План Пскова конца XVII в. («Икона Жиглевича») // Древний Псков: История, искусство, археология: Новые исследования. М., 1988. С. 279–287). На «иконе Жиглевича» представлена Богоматерь Панагия с предстоящими ей святыми князьями и преподобными. Архитектурные формы храма на иконе «Богоматерь Дверь Небесная» сравнимы с изображением псковского Троицкого собора на иконе XVII в. Таким образом, возникает предположение, что икона «Богоматерь Дверь Небесная», названная по тексту тропаря, обрамляющего средник, возможно, является образом псковской чудотворной иконы «Богоматерь Панагия Мирожская».

В основе изображения — образ пророчества Иезекииля (Иез. 44 : 2) и текст тропаря, читаемого на Четыредесятницу, написанный вязью на полях иконы: «В церкви стояще славы твоея, на небеси стояти мнимся. Богородица, дверь небесная, отверзи нам двери милости твоея»2.

2 П. П. Муратов назвал композицию иконы «Образ Богоматерь Милосердия Двери отверзи» (Муратов П. Древнерусское искусство в собрании И. С. Остроухова. М., 1914. С. 23). Очевидно, он полагал, что икона была написана на текст тропаря вечерних молитв: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющийся на тя да не погибнем, но да избавимся тобою от бед: ты бо еси спасение рода христианского». В. И. Антонова и Н. Е. Мнева дали название иконы «Богоматерь Дверь Небесная», полагая, что «композиция возникла в связи со словами икоса 4-го Акафиста Богоматери: «Радуйся, райских дверей отверзение» (Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI–XVIII вв. М., 1963. Т. 1–2. Т. 2. № 677).

3 Надпись на иконе прочитана и идентифицирована Е. Буренковой.

В центре композиции — Богоматерь Оранта, стоящая на амвоне перед Царскими дверями. К подножию Богоматери ведут высокие ступени в виде желтых и коричневых полос. По сторонам Богоматери — два узких, темных входа. Над Богоматерью — в круге Христос Эммануил. Над трехглавым храмом — раскрытые врата в глубокий мрак небес, со звездой над крестом главного купола храма. Перед вратами — молитвенно обращенные к небесным образам князь со свитой и святитель с клиром. Фон средника и узкие края иконы украшены серебряной золоченой басмой со стилизованным орнаментом, образованным из мотивов трилистника, спирали и пальметты. Великопостный покаянный мотив тропаря развивается рядом составляющих в целом образ Четыредесятницы символических изображений: Оранта — Дверь Небесная и Церковь земная (Еф. 3 : 9–12, 5 : 25–27); раскрытые двери небес (Пс. 23 : 7–10); рождественская звезда (Чис. 24 : 17; Мф. 2 : 7–9; Откр. 22 : 16); Предвечный Логос — Христос Эммануил (Ис. 7 : 14; Ин. 10 : 7–9); узкие, «тесные» входы храма (Мф. 7 : 13–14); храм как место таинственного присутствия Бога и путь с тесными вратами в Царство Божие для покаянно молящихся.

«Дверью Небесной» Богоматерь именуется Иоанном Дамаскиным (VIII в.) в великом славословии Октоиха. В стихирах на великой вечерне в праздник Рождества Богородицы — «дверью» единственной, «вводящей Христа во Вселенную». Она «едина дверь единородного Сына Божия». В конце утрени поется: «Радуйся, врата Царя Славы, я же вышний един пройде и едину запечатану сохрани, во спасение душ наших» (Богородичны огласительные, глас 8). В стихире на вечерне в праздник Успения Богоматери высшие ангельские чины призываются раскрыть двери Царства Небесного и принять «дверь Божию», «дверь спасения», «присносущную Матерь Света».

Композиция иконы близка «киевскому» изводу Софии Премудрости Божией, в котором Богоматерь Оранта изображена на амвоне храма с предстоящими ей ветхозаветными пророками, где ступени, ведущие к ее подножию, символизируют «семь столпов Премудрости».

Икона «Богоматерь Дверь Небесная» с миниатюрным средником и широкими полями с надписью вязью, образующей буквенный орнамент сложного плетения, представляет один из редких образцов подражания в иконописи титулам рукописных и фронтисписам печатных книг в период их широкого изготовления на Руси в XVI–XVII веках.

Икона экспонируется впервые.

Литература

А. Лукашов с. 150
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6269