▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Рождество Христово
Изображения с более высоким разрешением:

Рождество Христово

Школа или худ. центр: Ярославль (?)

Конец XVII в.

Дерево, темпера.
145 × 103.5 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ЭРИ-77

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 170
¦
55. Рождество Христово

Конец XVII века. Ярославль (?)
Дерево, темпера. 145 × 103,5
ГЭ, инв. ЭРИ-77

Сюжет основан на евангельских рассказах о рождении Девой Марией младенца Христа (Мф. 1 : 18–23, 2 : 1–12; Лк. 2 : 6–20), но включает в себя и ряд апокрифических сюжетов. Основная тема события Рождества — воплощение Премудрости Божией в земной истории, примирение человека с Богом.

Сложная многофигурная композиция иконы с надписью на верхнем поле отвечает сложности истории обновления человека во Христе и состоит из множества сюжетов, композиционно связанных в единое целое. Она разделена на ряд пространственных зон, которые представлены тремя регистрами изображений, составленными, в свою очередь, из нескольких сюжетов. Каждый сюжет образует особое клеймо. Все они хорошо читаются в отдельности и дополняются надписями на полях. Яркие, сочные краски создают впечатление декоративного ковра или фрески, что очень напоминает нарядную живопись ярославских храмов конца XVII века, и придают образу ощущение постоянного присутствия чудесного в событиях земной жизни Христа — Премудрости. Вверху по центру изображена Богоматерь, ниже — младенец Христос, над которым склонились вол и осел — символ иудеев и язычников, пришедших в Церковь Христа. Эти иконографические мотивы связаны с пророчеством Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего» (Ис. 1 : 3). Слева от Богородицы — скачущие волхвы, чуть ниже — принесение волхвами даров, справа — ангел говорит волхвам не возвращаться в Иерусалим, и их возвращение в свои страны (Мф. 2 : 1–12). Слева внизу — сцена, изображающая Иосифа — обручника и пастыря. В некоторых апокрифических источниках его идентифицируют с первосвященником Анной, повинным в распятии Христа. Возможно, на это указывает надпись «АНЕН». Иногда в старце в звериной шкуре видят то злого духа, искушающего Иосифа, то пророка Исаию, предсказавшего рождение Спасителя. В русских иконописных подлинниках ему обычно усвояется именование «пастырь». Левее этой сцены — сон Иосифа, во время которого ангел извещает его о намерении Ирода избить младенцев в Вифлееме и дает ему повеление скрыться с младенцем в Египте. Бегство в Египет изображено с правой стороны иконы (Мф. 2 : 13–15).

Отметим, что хронологическая последовательность сцен постоянно прерывается — они расположены в шахматном порядке. В двух нижних регистрах — сцены избиения младенцев и праведников царем Иродом (Мф. 2 : 16–18). Центральное место в среднем регистре занимает апокрифический сюжет, изображающий праведную Елизавету с младенцем Иоанном Крестителем на руках, которую преследует воин. Справа также апокрифический и очень редкий сюжет, где мать апостола Нафанаила Соломия прячет его под смоковницей. В Толкованиях его приводятся загадочные слова Спасителя, обращенные к Нафанаилу: «Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1 : 48). Это понимали как указание на то, что Нафанаил был укрыт матерью под смоковницею во время избиения младенцев. Слева от Елизаветы — плач иерусалимских женщин, напоминающий о пророчестве Иеремии: «Глас в Раме1 слышен, плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31 : 15; Мф. 2 : 17–18). Основная сцена нижнего регистра — само избиение младенцев. Слева помещена композиция, повествующая о совещании Ирода с книжниками. Композиция справа иллюстрирует апокрифический сюжет — убийство отца Иоанна Крестителя священника Захарии (Лк. 1 : 5). Апокрифическое сказание отождествляет отца Иоанна Крестителя с пророком Захарией, убитым, по словам Спасителя, «между храмом и жертвенником» (Мф. 23 : 35; Лк. 11 : 51).

1 Рама — маленькое селение близ Вифлеема, место погребения праматери Рахили.

Основной стержень композиции определяют сцены жертвенной и безвинной мученической смерти праведника — человека, пророка и Бога в образе человека. Христос-Премудрость обращает эти жертвы ко спасению человека. Тема Рождества в ярославской иконе тесно связана с грядущей искупительной жертвой Премудрости.

Литература

А. Косцова А. Мусин с. 170
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6276