▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
«О Тебе радуется»
Изображения с более высоким разрешением:

«О Тебе радуется»

Школа или худ. центр: Новгород (?)

XVI в.

Дерево, темпера.
143.2 × 106.2 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ 2137

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 176
¦
58. «О Тебе радуется»

XVI век. Новгород (?)
Дерево, темпера. 143,2 × 106,2
Происхождение неизвестно1
ГРМ, инв. ДРЖ 2137

Икона прописана до поступления в музей. Тонированные вставки левкаса по всей поверхности.

1 В Русский музей поступила в 1913 г. от П. И. Юкина.

Внушительные размеры иконы, ее торжественный характер, тесная связь с литургическим действом позволяют говорить о ней как о храмовом образе, стоявшем в местном ряду иконостаса. По воспоминаниям П. И. Нерадовского, она была вывезена П. И. Юкиным из Новгорода, однако ее стилистические и иконографические особенности не дают оснований для точного определения места создания памятника.

Композиция появилась в древнерусской живописи в конце XV и получила широкое распространение в искусстве XVI века. Каждый из ее элементов глубоко традиционен и восходит к византийской иконографии предшествующих столетий, но их соединение и создание нового выразительного образа, видимо, произошло именно на Руси. В его основу положено благодарственное песнопение в честь Богоматери: «О Тебе радуется, обрадованная...» (кат. № 57).

В древнерусском богослужебном обиходе эта богородичная молитва называлась «богородичен седален», но в силу торжественного характера и величия песни церковный устав предписывал петь ее не сидя, как обычный «седален», а «стояще и со страхом и благоговением». Это важное молитвословие исполнялось в храме не часто — лишь на каждой восьмой воскресной утрене (т.е. один раз в два месяца). В конце XV века богослужение на Руси существенно осложнилось рядом новшеств: увеличение в последовании литургии Василия Великого тайных ходатайственных молитв, читаемых священником сразу после освятительной молитвы Святого Духа (Эпиклезы); пение «О Тебе радуется» параллельно с последовательным поминовением всех чинов святости: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, учителей. В длинной ходатайственной молитве после особого поминовения Богоматери и Иоанна Предтечи вновь вспоминались чины святости и все «прежде усопшие», в числе которых отдельно молились о всякой праведной душе, о святой соборной Апостольской Церкви.

Весь многоликий род людской на иконе соответствует ходатайственным словам о «церкви Божией и всех предстоящих Богу людех». На фоне райского сада, вознесенного на высокую гору, в голубом ореоле божественной «славы» восседает на троне Богородица. На ее коленях царственный благословляющий Младенец, а за ними многочисленный собор ангелов, за которыми возвышается пятиглавый храм. Этому величественному небесному образу предстоит «человеческий род», разделенный внизу у подножия горы по чинам святости: пророки, апостолы, мученики, преподобные, святители, монахини, князья и простые смертные; все они собрались, чтобы восславить и воспеть ту, которая принесла в мир и даровала им Спасителя. В этом едином радостном хоре соединились «горнее» и «дольнее», ангелы и человеки, рай и земля: не случайно фигура Иоанна Дамаскина написана так, что она, стоя на земле, руками словно касается трона Богородицы.

Светлое и радостное чувство, вызываемое иконой, во многом сродни красивой напевной мелодии песни, текст и музыка которой образуют величественное и вместе с тем глубоко трогательное восхваление Богородицы. Построение песнопения, начинающегося и кончающегося одним славословием «О Тебе радуется», превращает его в единый замкнутый круг, нескончаемую хвалу, в которую вовлечено все земное и небесное — и ангелы, и вся тварь земная. И изображение подчиняется этому музыкальному ритму: строй композиции определяет круглая небесная сфера — Слава Богородицы.

Отрок Иисус сидит на коленях матери, причем складки ее гиматия укрывают его так, словно плоть его реально покоится во чреве — дословная цитата песнопения «из нея же Бог воплотися и младенец бысть». Христос здесь и Творец Мира, Божественная Премудрость, и священник, освящающий Богородицу — свой истинный Храм на земле. Торжественный трон-престол, на котором восседает Богородица, отвечает следующим словам: «ложесна бо Твоя престол сотвори», а голубая полоса неба, как арка перекинутая над всей сценой, — «и чрево Твое пространнее небес содела».

Основная идея — спасение и блаженство праведных в Царствии Небесном немыслимы без Богородицы, чьими молитвами верные сподобятся обители райской. Благодаря ей, именуемой «дверью райской», между земной Церковью, которую Она олицетворяет, и Небесным Иерусалимом устанавливалась глубокая таинственная связь.

Композиция «О Тебе радуется» стала наглядным изображением грядущего Царствия Божия и торжества праведных. Не случайно все ее составляющие элементы, являясь дословной иллюстрацией песнопения, вместе с тем представляют собой устойчивые символические мотивы Рая, Церкви, Горнего Иерусалима, Царствия Божия. Это и образ тронной Богородицы как символа рая, с древних времен украшавший апсиду храма, и образ Храма-рая, вознесенного на высокую гору и напоминающего о Сионском храме — прообразе Небесного Иерусалима.

И. Шалина с. 176
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6278