▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Богоматерь Ярославская, Троица, полуфигуры ангелов и святых
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Ярославская, Троица, полуфигуры ангелов и святых

Складень трехстворчатый

Школа или худ. центр: Москва

1466 г.

35 × 30 см — средник; 35 × 15 см — каждая створка.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 17302а, 17301б, 17302в

Из церкви Илии Пророка в селе Сандыри близ Коломны, древней вотчины Шереметьевых.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 328
¦
273. Богоматерь Ярославская и избранные святые.

Складень трехстворчатый. 1491 год. Московская школа.

Посредине — обращенная вправо Богоматерь Ярославская, заключенная в круглую двухцветную сферу с серафимами. Вверху посредине — ветхозаветная Троица. У среднего ангела руки перед грудью, боковые протягивают правые руки вперед. На столе три чаши. В верхних углах — поясные архангелы в круглых клеймах. Внизу так же симметрично помещены Алексей — человек Божий и Фекла. Левая четырехрядная створка: Благовещение, Воскресение — Сошествие во ад; Илья Пророк, Афанасий Александрийский, Петр митрополит, Иоанн Богослов, апостол Петр, Иоанн Предтеча; мученики Прокопий, Дмитрий, Георгий, Андрей Юродивый, Сергий Радонежский; Параскева, Екатерина, Дамиан, Козьма, архидиакон Стефан. Правая четырехрядная створка: Вознесение и три святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, апостол Павел, Никола, Иоанн Милостивый, Алексей митрополит, Леонтий Ростовский, Мокей чтец; Варлаам Хутынский, Онуфрий Великий, Никита с бесом, Власий, Лавр, Флор, Евдокия, Мария Египетская, Варвара. Вохрение темное, холодного глинистого оттенка, по оливковому санкирю, с подрумянкой. На створках вохрение такое же, но по коричневому санкирю. На правой створке на некоторых местах сохранились движки. Цвета одежд: киноварь, зеленый глухого буроватого оттенка, синий, холодный коричневый лиловатого оттенка, белый. Золото на среднике сохранилось в виде фрагментов, на створках — с. 328
с. 329
¦
хорошей сохранности. В нижней части оставлена новая живопись начала XIX века, где по красному фону имеется надпись 1814 года, возможно, воспроизводящая исчезнувшую древнюю: «сия икона пресвятой Богородицы образ Алексия Детенева», «В лето ¤Ѕ&-ное [¤Ѕ& вместо ¤З& надо — 7000–1491] декабря в  [1] день, на память святого пророка Наума, написана сия икона створчитая ΜΡ ΘΥ. Починена 1814 года марта 23 день»1.

1 Чтение ¤Ѕ&3Ц&О&Е (6975–1466 г.), предложенное Гос. Третьяковской галереей (Каталог художественных произведений, находящихся в экспозиции... М., 1947, стр. 26), ошибочно. По-видимому, в 1814 году произошла замена ¤З&-ное (7000–1491) на произвольное ¤Ѕ&-ное. Стиль иконы соответствует предлагаемой мною дате — 1491 г.

Доски средника и створок липовые, шпонки средника новые, у створок — врезные односторонние. Сорочка средника — рытый итальянский бархат XVII века. На нем — сургучная печать Шереметевых XIX века. Сорочка створок — аксамит XVII века. Паволока, левкас, яичная темпера. 35 × 30 — средник; 35 × 15 каждая створка.

Происходит из церкви пророка Ильи в селе Сандырях, близ Коломны, древней вотчины Шереметевых2, откуда был вывезен ГТГ в 1935 году.

2 Н. Иванчин-Писарев («Прогулка по древнему Коломенскому уезду», М., 1843, стр. 160–163) приводит легенду, выводящую эту икону с острова Мальты. Правильнее предполагать, что она написана в Троице-Сергиевой лавре. Об этом говорит изображение Троицы на среднике и Сергия на левой створке, а также иконография Богоматери Ярославской, чтимой в лавре благодаря вкладчикам, ростовским и ярославским князьям. Кроме того, Шереметевы, родовой святыней которых является эта икона, были тесным образом связаны с Троице-Сергиевой лаврой. Василий Андреевич Шереметев (ум. в 1548 г.) был насильно пострижен в лавре под именем Вассиана и впоследствии там погребен. Внучка его, Марья Ивановна Шереметева, похороненная там же, была замужем за князем Василием Агишевичем Тюменским (см. его вклад в лавру, икону Одигитрии XIV в., ныне в ГТГ, см. № 169).

Раскрыт в 1936 году И. И. Сусловым. [17302а, 17301б, 17302в] с. 329
 
¦


 Лазарев 2000/1 

  
 с. 369 
¦
111. Богоматерь Ярославская, Троица, полуфигуры ангелов и святых

Центральная часть трехстворчатого складня. 1466 год. 35×30. Третьяковская галерея, Москва [17302а].

Из церкви Ильи Пророка в селе Сандыри близ Коломны, древней вотчины Шереметевых. Сохранность центрального изображения (Богоматерь Ярославская, заключенная в круглую двухцветную сферу с серафимами) относительно хорошая, хуже сохранились изображения в медальонах (два архангела, Алексей человек Божий и Фекла) и «Троица». В нижней части доски новый левкас, где по красному фону размещена надпись XIX века, возможно, частично воспроизводящая исчезнувшую древнюю: В лето 6975 (1466) декабря в 1 день на память святого пророка Наума написана сия икона створчитая ΜΡ ΘΥ. Починена 1814 года марта 23 день. В. И. Антонова предлагает читать первоначальную дату как 1491 год, против чего решительно говорит стиль иконы. Последняя была, вероятнее всего, выполнена в Троице-Сергиевом монастыре.  с. 369 
  
¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 630