▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
София Премудрость Божия, с праздниками
Изображения с более высоким разрешением:

София Премудрость Божия, с праздниками

Вторая половина XVII в.

Дерево, темпера.
46.5 × 36.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 24876

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 190
¦
64. София Премудрость Божия, с праздниками

Вторая половина XVII века. Царские мастера
Дерево, темпера. 46,5 × 36,5
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. 24876

Икона представляет редкую иконографическую редакцию композиции «София Премудрость Божия». Святая София изображена не сидящей на престоле, а стоящей на камне в окружении клубящихся облаков. Крылья и одежды Софии излучают божественный свет, пронизывающий пространство темного круга с величественным троном. Круг символизирует ослепительный мир «Божественного Мрака». София словно вышла из него, встав с престола и паря над миром, условно переданным поземом иконы. В центре верхнего яруса композиции, на темном фоне, — Бог Саваоф на троне, окруженный красной круглой «славой» с золотым сиянием. Под Саваофом, в середине широкой черной полосы небесного свода с золотыми звездами, — Уготованный Престол с книгой. Небо, как свиток, свертывают шесть ангелов. Под небесным сводом, между Уготованным Престолом и троном святой Софии, — благословляющий жестом архиерейского благословения Христос в рост. Как в сценах Второго пришествия, его «славу»-мандорлу, сияющую золотом, окружают ангельские чины.

Слева от Софии на золотом фоне, на темном облаке, — Богородица в образе Царицы Небесной, с алым ликом, с крыльями за спиной, с белым платом и золотой короной на голове. В правой руке Она держит медальон с изображением благословляющего Спаса Эммануила.

Справа от Софии на облаке — крылатый Иоанн Предтеча, перстом правой руки указывающий на грядущего Христа. В левой руке Предтечи развернутый свиток с текстом «Аз видехъ и свидетельствовахъ». Клейма располагаются в следующем порядке:

  1. «Принесение Нерукотворного образа в Эдессу». В клейме изображен художник Анания, держащий перед царем Авгаром поднятый над головой плат с Нерукотворным образом Христа. В основе сюжета произведение раннесирийской письменности «Легенда об Авгаре», возникшая в начале III века. В Древней Руси легенда известна с XI века при переводе «Хроники» Георгия Амартола. Весь цикл сказаний о Нерукотворном образе сложился в первой половине XVI века и включен в Великие Четии-Минеи митрополита Макария (1482–1563). Для макарьевского свода «Легенда» была переведена Максимом Греком (ок. 1475–1556). Сказание о Нерукотворном эдесском образе входит в богослужебный чин русской православной Церкви 29 августа как праздник перенесения Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь.
     
    В кондаке, посвященном празднику, акцентируется мысль о подлинности воплощения Христа как Бога в образе человека, свидетельством чему служит почитаемое нерукотворное изображение, «не поддающееся описанию Слова Божиего».

  2. «Воздвижение Креста». Сюжет посвящен истории нахождения Креста Христова матерью императора Константина Великого Еленой в начале IV века в Иерусалиме, на месте распятия Христа. Событие получило отражение в трудах византийских историков Евсевия Кессарийского (III–IV вв.), Руфина Турания (IV в.), Сократа Схоластика (V в.), Созомена Саламанского (V в.), Феодорита Кирского (IV–V вв.) и др.
     
    «Воздвижение» означает поднятие вверх. По календарю восточноправославной и римско-католической Церкви праздник установлен на 27 сентября. В повествовательном сюжете на иконе отражены три главных момента исторического предания. В верхнем левом углу композиции житель Иерусалима по имени Иуда указывает Елене и епископу Макарию (313–333) место, где находятся три голгофских креста. В верхнем правом углу — испытание подлинности креста Господня. Изображено принесение гроба и воскрешение мертвого наложением креста. В центре композиции — воздвижение, показ народу иерусалимским епископом Макарием найденного императрицей Еленой животворящего Креста. На иконе епископ Макарий изображен в интерьере храма стоящим на амвоне с дьяконами, охраняющими Крест. Константин Великий и Елена предстоят Кресту.
     
    На литургии в праздник Воздвижения читается текст Первого послания апостола Павла к Коринфянам, в котором апостол свидетельствует о распятом Христе как «Божией силе и Божией Премудрости» (1 Кор. 1 : 18–24).

  3. «Происхождение честных древ креста». Иконы под этим названием посвящены чину освящения воды, совершавшемуся в Константинополе в церкви Св. Софии и на всех источниках (об этой иконографии подробно см. кат. № 79, 138).
     
    С XII века византийское празднование с чином водосвятия установилось во всей восточноправославной Церкви. Клеймо на иконе объединяет в одну композицию два сюжета. Сцена процессии и водосвятия в Константинополе заменена на сцену у купальни, называемой «Вифесда» («дом милосердия»), стоявшей у Овечьих ворот в Иерусалиме, «при которой было пять крытых ходов» (Ин. 5 : 2) и около которой совершено исцеление Христом расслабленного (Ин. 5 : 1–9). В них находилось множество больных в ожидании чуда — «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду» (Ин. 5 : 3–4). В клейме — стена с пятью нишами-ходами, перед ней водоем, по сторонам которого фигуры больных, перед ним — ангел, «возмущающий воду».
     
    Над сценой у Овечьих ворот на архитектурном фоне расположен «Деисус». Это — второй сюжет, связанный с праздником Всемилостивого Спаса и Пречистой Богородицы, который был установлен на Руси князем Андреем Боголюбским (ок. 1111–1174) в XII в. Объединение двух сюжетов в одном клейме объясняется тем, что русская Церковь с конца XIV — начала XV века, в связи с принятием Иерусалимского богослужебного устава, 27 августа стала совмещать с празднованием Всемилостивому Спасу службу, посвященную византийскому Происхождению честных древ. На основе календарного богослужебного чина возник особый иконографический извод, своеобразно интерпретирующий идею о Христе как всеобщем источнике спасения.

  4. «Встреча Иоакима и Анны» («Зачатие святой Анны») (об иконографии см. кат. № 51). В основе сюжета апокрифическое Протоевангелие Иакова (II в.). В апокрифе рассказывается о бездетных Иоакиме и Анне, проживших до преклонных лет в молитвах о даровании чад, и о явлении им ангела, принесшего благую весть о рождении Девы Марии. В чине православного богослужения Иоаким и Анна именуются «Богоотец». Их памяти посвящен день, следующий за праздником Рождества Богородицы.

  5. «Рождество Богородицы» (об иконографии см. кат. № 52). Апокрифическое Протовоевангелие Иакова оказало влияние на текст гимнов, открывающих с. 190
    с. 192
    ¦
    вечернюю службу праздника Рождества Богородицы. Их авторами были: константинопольский патриарх Сергий (VII в.), Стефан Святоградец (IX в.), Анатолий (IX в.). Чтением стихов из Книги Притчей Соломоновых «Премудрость созда себе дом...» (Притч. 9 : 1–11) на службе праздника свидетельствуется, что Богородица есть Дом Премудрости, послуживший воплощению Логоса, Сына Божиего, Премудрости Божией.

  6. «Введение во храм Богородицы» (об иконографии см. кат. № 53). В восточноправославной Церкви праздник совершается 4 декабря. В кондаке праздника поется: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господен...» (глас 4).

  7. «Собор Богоматери». Второй день праздника Рождества Христова Церковью посвящается Богородице под названием собора, т.е. собрания в ее честь (об иконографии см. кат. № 59, 126). В тексте стихир — благодарение тварного мира своему создателю Христу за его воплощение на земле в образе человека и прославление человечеством Матери Девы, родившей Предвечного Бога Христа.

  8. «Покров» (об иконографии см. кат. № 125). В клейме — явление Богоматери с сонмом небесных сил и ликом святых во главе с Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом во Влахернской церкви. В руках Богоматери красный плат (покров) и развернутый свиток с текстом, обращенным к Христу, благословляющему город и храм с присутствующими в нем. Служба в храме изображена предстоящими Роману Песнопевцу, творцу гимнов Богородице, святителем, царем, царицей и молящимися. В правом нижнем углу композиции Андрей Юродивый указывает ученику Епифанию на чудесное видение в храме.
     
    Во Влахернской церкви в Константинополе хранилась риза Богоматери и ее чудотворные иконы, одна из которых почиталась как защитница и покровительница города.
     
    Чудо Покрова, увиденное юродивым Андреем, оправдывало учение апостола Павла о парадоксальной сущности Премудрости Божией, иной по отношению к человеческой философии. Постулат юродства, блаженства выражен в словах апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3 : 18), «потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1 : 25).

  9. «Положение ризы Богородицы во Влахерне». 15 июля восточноправославная Церковь отмечает праздник Положения ризы Богородицы во Влахерны. Он был установлен в V веке по случаю обретения ризы Богоматери в Палестине при императоре Льве I Великом (ок. 400–474). Иконография основана на текстах канона Иосифа Студита (IX в.) и сказания византийского историка Никифора Каллиста (1295–1360). В сказании повествуется об истории святыни, об устройстве в 458 году Львом Великим и патриархом Геннадием (458–471) реликвария с ризой, его положении во Влахернском храме, построенном при императоре Маркиане (ок. 390–457) и Августе Пульхерии (399–453) в честь Богоматери. Риза Богоматери — хранительница и защитница Константинополя. По преданию, ею был спасен Константинополь при осаде города персами и аварами в 626 году при патриархе Сергии (610–638). В акафисте Георгия Писидийского (VII в.), написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, Богоматерь именуется «Взбранной Воеводой» (кондак 1), «премудрости Божия приятелище» (икос 7), «царствия нерушимая стено», «Еюже воздвижутся победы», «Еюже ниспадают врази» (икос 12).

  10. «Положение пояса Богоматери». По легенде, пояс был вручен Богоматерью апостолу Фоме при ее вознесении после Успения. По преданию, пояс Богоматери с V века находился в константинопольской церкви Богоматери в Халкопратии, построенной Августой Пульхерией (399–453). В основе сюжета предание о торжественном положении пояса как чудотворной реликвии в Халкопратии и об исцелении в конце IX века супруги императора Льва VI Философа (866–912) Зои возложением на нее пояса с введением праздника в честь описанных событий.

  11. «Сретение иконы Богоматери Владимирской». В основе сюжета — событие из русской истории, происшедшее в 1395 году при нашествии Тамерлана на Русь при великом князе московском Василии Дмитриевиче (1371–1425) и митрополите московском Киприане (ок. 1336–1406), отраженное в летописях и сказаниях. Избавление Руси и Москвы от нашествия Тамерлана современниками связывалось с принесением в Москву из города Владимира чудотворной иконы «Богоматерь Умиление». Тамерлан неожиданно отказался идти на Москву и увел свое войско в сторону Кавказа. После чуда спасения Москвы икона «Богоматерь Владимирская» стала почитаться как покровительница Москвы.

  12. «Рождество Иоанна Предтечи». В основе сюжета евангельский текст (Лк. 1 : 5–25, 57–80). В клейме — подношение даров Елизавете с младенцем Иоанном, омовение младенца, священник Захария пишет на дощечке имя Иоанна в день его обрезания.

Двенадцать праздников иконы в целом символизируют земную Церковь, созданную Христом Премудростью Божией, и раскрывают чудотворное и благое действие Премудрости в мир.

А. Лукашов с. 192
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6300