▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Литургия («Иже херувимы»)
Изображения с более высоким разрешением:

Литургия («Иже херувимы»)

Школа или худ. центр: Строгановская школа

Вторая половина XVII в.

Дерево, темпера.
21 × 16.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14854

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 210
¦
70. Литургия («Иже херувимы»)

Первая половина XVII века. Строгановские письма1
Дерево, темпера. 21 × 16,5
ГТГ, инв. 14854

1 На обороте, над верхней шпонкой, — надпись: «Максима Яковлевича Строганова». Строгановы — знаменитый род богатых солепромышленников и меценатов, известный с XVI в.

Икона подверглась незначительной реставрации, вероятно, в XIX веке.

На верхнем поле написаны начальные слова «Херувимской песни», поскольку икона иллюстрирует песнопение «Иже [как] херувимы тайно образующе [незримо] и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе...», входящее в чин литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. По церковному преданию, текст «Иже херувимы» был создан в VI веке. Песнопение это призывает молящихся мысленно покинуть все земное и уподобиться бестелесным херувимам, предстоящим на небесах престолу Господа.

Иконография «Великого входа», начавшая складываться в Византии в XI–XII веках, развивается в монументальной живописи Балкан в XIV веке. Икона из Третьяковской галереи представляет ее расширенный вариант, возникший в русском искусстве в XVI веке.

Изображение на иконе тесно связано с чинопоследованием богослужения, состоящего из Проскомидии — приготовления святых даров, литургии оглашенных, на которой могут присутствовать те, кто не допускается к причастию, и литургии верных. «Херувимская песнь» поется хором и трижды повторяется священником в начале литургии верных, перед Великим входом. При прочтении молитв во время богослужения дьякон многократно произносит слово «Премудрость». Этот возглас обращает мысли верующих к Премудрости Божией — Христу, принесшему искупительную жертву и положившему начало главному таинству Церкви — Евхаристии.

Действие разворачивается на фоне пятиглавого храма. Оно начинается в средней зоне сцены. Слева, в жертвеннике, представлен чин Проскомидии, совершаемой не в земной церкви, но в Царствии Небесном. Вместо священников и дьяконов здесь священнодействуют ангелы, поклоняющиеся святым дарам. Во время Проскомидии вспоминается Боговоплощение Христа, его рождество и страдания на кресте. Дискос — священный золотой сосуд с головой агнца, стоящий на жертвеннике, символизирует ясли Христа и тот одр, на который он был положен после распятия. Красный покров, возлагаемый на сосуд, означает камень, помещенный на гроб Христа. По учению отцов Церкви, обряды литургии представляют собой всю историю земной жизни Бога Сына.

В нижней части иконы изображен Великий вход, во время которого святые дары переносятся из жертвенника на престол в алтаре, где они будут освящены Святым Духом. Это шествие символизирует перенесение тела Господня с Голгофы на место погребения. Из жертвенника святые дары выносятся священником и дьяконом на середину храма, где верующие поклоняются им и молят вместе с клиром Христа, чтобы Он помянул их в Царствии своем пред лицом Отца Небесного, после чего шествие завершается в алтаре.

На иконе представлена процессия, идущая из дверей жертвенника через храм. Ее встречает Христос в образе Великого Архиерея. Он, стоя в Царских вратах, ведущих в алтарь, принимает чашу, накрытую покровом, из рук ангела. В середине шествия — ангелы, несущие ложе, на котором распростерт Иисус, «носимый на престоле херувимском Господь серафимов».

Следующая часть литургии — таинство, совершаемое в алтаре перед причастием, представлено в центре и справа в средней зоне сцены. Это момент после освящения даров Святым Духом и соединения их в одном священном сосуде на престоле. В центре изображен Христос-Первосвященник, явившийся в славе в окружении серафимов. Он благословляет трапезу архиерейским жестом. Ему прислуживают ангелы, отгоняющие рипидами (литургическими опахалами) от святых даров «всякое зло». Они поклоняются престолу — Святая Святых, символизирующему горний престол невидимого Бога, а также то место в Сионе, где Христос с апостолами совершали Тайную вечерю — прообраз Евхаристии. Слева у престола представлены молящиеся греческие отцы Церкви во главе с Иоанном Златоустом, а справа — наиболее почитаемые святые русской Церкви под предводительством митрополита Алексия в белом клобуке.

Справа изображен престол с двумя золотыми чашами. Одну из них держит, почтительно склонившись, ангел. Внутри нее виден младенец Христос. Это потир — сосуд, в котором Премудрость Божия — Бог Сын растворяет вместо вина свою кровь и призывает всех к святой трапезе. Рядом со второй чашей, стоящей на престоле, изображен ангел, опускающий в нее лжицу — ложечку для причастия.

В верхней части сцены — изображение «Новозаветной Троицы» в «славе» (об иконографии см. кат. № 5). Над Саваофом в темно-синем внешнем круге «славы» представлен Престол Уготованный — трон, на котором воссядет Христос, чтобы судить мир во время Второго пришествия. «Славу» Троицы окружает ангельское воинство во главе с архангелом Михаилом. Открытая книга на Престоле Уготованном и трубящие ангелы напоминают о предсказаниях в Апокалипсисе. Два свитка, лежащие на книге, символизируют два завета, заключенные Богом с миром.

Внизу, в правой части сцены, происходящей в храме, на «царском месте» под золотой сенью на четырех колонках изображен в деисусной позе Никита-воин в мученических одеждах, один из патронов семьи Строгановых. Чуть ниже, у правого поля иконы, представлен, вероятно, Никита Григорьевич Строганов, чьим покровителем был Никита-воин. Он с длинной бородой и в темно-синих одеждах. Слева от «царского места» изображены еще два представителя семейства Строгановых. Один из них держит перед собой золотую чашу с дарами. Вероятно, это Семен Аникеевич Строганов, патрон которого — Симеон-столпник — представлен левее, между двумя золотыми колонками. На нем темно-коричневые монашеские облачения. На первом плане перед взрослыми членами семьи заказчиков изображены две группы, каждая из которых состоит из четырех коленопреклоненных фигур. Это юные Строгановы, которые бьют земные поклоны перед Христом.

Мир на иконе предстает перед нами как Храм и Дом Софии Премудрости Божией. Он упорядочен и освящен присутствием Бога Сына, священнодействующего как Великий Архиерей и приносящего себя в жертву, дарующую верным — в данном случае заказчикам из семейства Строгановых — надежду на будущее Царствие Небесное.

Икона экспонируется впервые.

Литература

Е. Гладышева с. 210
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6308