▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Литургия («Да молчит всякая плоть человеча»)
Изображения с более высоким разрешением:

Литургия («Да молчит всякая плоть человеча»)

Школа или худ. центр: Строгановская школа

Первая половина XVII в.

Дерево, темпера.
21 × 16.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14855

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 212
¦
71. Литургия («Да молчит всякая плоть человеча»)

Первая половина XVII века. Строгановские письма1
Дерево, темпера. 21 × 16,5
ГТГ, инв. 14855

1 На обороте иконы клеймо Максима Яковлевича Строганова (см. примеч. кат. № 70).

Икона подверглась незначительной реставрации, вероятно, в XIX веке.

Икона иллюстрирует песнопение «Да молчит всякая плоть», входящее в чин литургии Василия Великого. Оно является пространным вариантом гимна «Иже херувимы» (см. парную икону «Иже херувимы», кат. № 70) и исполняется вместо «Иже херувимы» единственный раз в году, в Великую субботу, накануне Пасхи, когда совершается поклонение плащанице: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...» Слова эти, призывающие всех верующих к духовному сосредоточению, чтобы увидеть мысленными очами суть происходящего таинства, возглашаются перед Великим входом, который изображает, как невидимый Царь всех, Христос — Божественная Премудрость, грядет, чтобы принести себя в жертву.

В средней зоне иконы, на фоне внутреннего пространства храма, изображен Великий вход. Во время Великого входа святые дары, приготовленные в жертвеннике, выносятся из алтаря на середину храма. Перед ними несут горящие светильники. Священник и дьякон, несущие святые дары, став посреди предстоящих, громко умоляют Христа обо всем человечестве. Затем святые дары переносятся на престол в алтаре. Поскольку Великий вход символизирует погребение Христа, священник произносит надгробные стихи. За Входом начинается следующая часть богослужения — возносятся молитвы, предшествующие Евхаристии.

Дьяконы и святители, идущие в шествии слева направо, несут подсвечник с горящей свечой, кадило, святые дары и покров — воздух. Богослужебные предметы, представленные на иконе, имеют символический смысл. Их предназначение — напоминать о земном пути Христа, который вновь переживается во время совершения литургии. На голове у святителя в красной фелони и золотой епитрахили — огромный дискос (литургическое блюдо), символизирующий ясли Бога Сына и тот одр, на который он был положен после снятия с креста. На дискосе под звездицей возлежит младенец Христос. Звездица, состоящая из двух крестообразно соединенных дуг, изображает рождественскую звезду, которая привела волхвов к яслям Бога Сына в Вифлееме. Чуть выше изображен Святой Дух в виде голубя. За спиной у святителя с дискосом юноша в священнических одеждах — в белой фелони и золотой епитрахили. В руках, поднятых над головой, он несет красный воздух — покров для святых даров, символизирующий камень, положенный на гроб Христа. Его возлагают на святые дары после их перенесения на престол.

Над первым в процессии дьяконом с подсвечником в руках изображен ангел с шестью красно-оранжевыми крыльями, как у серафима. Это символ одного из девяти ангельских чинов. Он парит на золотом фоне, указывая раскрытой ладонью на разворачивающееся перед ним шествие ангельских сил в верхней части сцены.

Слева, в верхнем углу иконы, изображен сегмент неба с полуфигурой благословляющего Господа Саваофа — Творца вселенной в восьмиугольном нимбе. Шествие со святыми дарами направляется к престолу в алтаре храма, на котором лежит покров с Евангелием на нем. У престола под киворием (надпрестольной сенью) представлены творцы литургии — Иоанн Златоуст и Василий Великий, а также Григорий Богослов, развивавший вместе с ними учение о Троице и спасении мира.

Ниже, во внутреннем пространстве храма, изображены в два ряда лики святых и представители человеческого рода. Они поминаются на литургии дважды. Первый раз — в процессе приготовления святых даров на Проскомидии, в начале богослужения, когда из просфор вынимаются частицы за святых, живых и мертвых. Второй раз Церковь возносит благодарственные молитвы святым и произносит прошения за живых и мертвых после освящения даров Святым Духом во время Евхаристии, в заключительной части литургии.

Первый ярус, состоящий из святых, расположенных двумя симметричными группами, находится под процессией со святыми дарами. Предстоящих слева возглавляет Иоанн Предтеча. За ним виден седовласый пророк Илья. Далее расположены первосвященник Аарон и ветхозаветные цари в золотых коронах — Давид и Соломон. Рядом с ними находятся преподобные. Чуть выше — полуфигура полуобнаженного человека, держащего крест. Это «добрый разбойник» Pax, исповедавший Христа на кресте. Он упоминается в молитвах священника, произносимых при помещении святых даров на престол.

Справа во главе группы предстоящих изображены апостолы. Первым представлен Петр. Рядом расположены святые воины в одеждах мучеников — Георгий в ярко-красном плаще и Дмитрий Солунский в зеленоватом гиматии. За ними представлены мученицы, чуть выше которых — преподобная Мария Египетская с непокрытой головой и обнаженными рукой и грудью, поминаемая в пятую неделю Великого поста. Раскаявшиеся в смертных грехах грешники оказываются первыми в Царствии Небесном.

Нижний ряд — с фигурами молящихся представителей человеческого рода. Они разделены на две симметричные группы. Левую возглавляет царь в молитвенной позе, стоящий внутри сени. Его некрупные черты лица и короткая темная борода позволяют предположить, что это царь Михаил Федорович Романов, который вступил на престол в 1613 году, положив начало новой династии, и правил вплоть до своей смерти в 1645 году. Во главе правой группы молящихся — патриарх, представленный внутри сени. Скорее всего, это патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, занимавший престол с 1619 по 1634 год.

Особая молитва за человеческий род, представители которого изображены в нижнем ярусе сцены, произносится во время Великого входа, когда священники и дьяконы со святыми дарами оказываются посередине храма. В ней упоминаются государь, священство, правительствующий синклит, гражданское и военное начальство и все православные христиане. Произносятся прошения ко Христу, да помянет Он их всех во Царствии своем, пред лицом Отца Небесного.

В соответствии с толкованиями на литургию во время Великого входа все святые под предводительством ангельского воинства предстоят Небесному престолу, прославляя Премудрость Божию — Христа, принесшего искупительную кровную жертву, избавившую мир от смерти. С ним вместе невидимо присутствует вся Троица — Бог Отец, благословляющий происходящее, и Дух Святой, освящающий святые дары.

Икона экспонируется впервые.

Литература

Е. Гладышева с. 212
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6309