Наверх (Ctrl ↑)

О Тебе радуется

О Тебе радуется
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Средняя Русь

Середина XVI в.

Дерево, темпера.
109 × 81 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 1428

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 214
¦
72. «О Тебе радуется»1

Середина XVI века. Средняя Русь
Дерево, темпера. 107 × 80
Происхождение неизвестно
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 1428

1 Подробнее об иконографии «О Тебе радуется» см. кат. № 57, 58.

Начальные стихи гимна, поющегося на литургии Василия Великого, написаны на верхнем поле иконы.

На фоне сине-зеленой концентрической «славы» — престол с восседающей Богоматерью, залитый золотыми лучами божественного света. Младенец на ее коленях, облаченный в оранжевый, с золотым ассистом, хитон, правой рукой благословляет. Цвет его одежд сливается с золотым сиянием престола. Богородица одной рукой придерживает Младенца за плечо, другой как бы заключает его в объятие. Под ногами Марии — золотое подножие, показанное в «обратной» перспективе.

Вокруг Богоматери — ангелы в лоратных одеждах («архангельский собор»). Их золотые нимбы сливаются в единое целое, образуя радужное сияние. «Слава» помещена на фоне рая («раю словесный»), в центре которого — белый пятикупольный храм в окружении деревьев. Рай ограничен сверху синей дугой небесного свода с ангелами. Движение парящих ангелов направлено к центру небесного свода — сегменту звездного неба, из которого исходит поток лучей синего цвета.

«Освященная церковь» изображена в виде пятиглавого храма с многоступенчатыми кровлями с позакомарным покрытием. Центральный золотой купол выделен своими размерами. Здание имеет вход, обозначенный слева аркой с колонной, и явно выраженную алтарную часть.

Предстоящие Богородице святые объединены в группы по чинам святости. По обе стороны сферы — «лик преподобных жен». Слева, у подножия трона, святой Иоанн Дамаскин протягивает Богоматери развернутый свиток с текстом песнопения. В левой группе предстоящих изображены праотец Мельхиседек в одежде первосвященника, пророки Давид, Даниил и Соломон, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Среди «лика преподобных» — святые Сергий Радонежский и Онуфрий Великий. С правой стороны — апостолы, впереди которых Петр со свитком в руке, Павел с Евангелием, Иоанн Богослов, мученики, святые князья, праведные жены. В группе мучеников — святые Борис и Глеб в высоких княжеских шапках, отороченных мехом. Семь ликов святых — пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы, преподобные отцы и преподобные жены — составляют семь столпов Церкви, созданной на земле Премудростью Божией. В целом композиция иконы своеобразно перекликается с изображениями «Пира Премудрости», в частности с новгородской иконой «Премудрость созда себе дом» из собрания Третьяковской галереи (кат. № 65)2.

2 Обращает на себя внимание даже такая деталь, как изображение трех круглых окон в тимпанах стен храма, как и на новгородской иконе.

Икона экспонируется впервые.

О. Полякова с. 214
 
¦


Литература