▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Богоматерь Воплощение
Изображения с более высоким разрешением:

Богоматерь Воплощение

Двусторонняя выносная икона

Школа или худ. центр: Новгород

XVI в.

Дерево, темпера.
54 × 51 см

Государственный исторический музей, Москва, Россия
Инв. 3472/16189 Щ

Оборот — «Воздвижение Креста».

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 218
¦
74. Богоматерь Воплощение; Воздвижение Креста

Икона двусторонняя выносная
XVI век. Новгород
Дерево, темпера. 54 × 51. Рукоять — 75
Находилась в собрании П. И. Щукина
ГИМ, инв. 3472/16189 Щ

Живопись подверглась домузейной реставрации.

Икона помещалась в алтаре храма за престолом, выносилась для участия в процессиях, совершавшихся в определенные, наиболее значимые для литургического года, преимущественно Господние праздники. На лицевой стороне запрестольных икон обычно изображалась Богоматерь с Младенцем, на обороте — Спаситель, Николай Чудотворец или лицо и событие, которому посвящался храм.

Иконная доска соединена с рукоятью при помощи трех декорированных ветвей. Орнамент ветвей — солярные (солнечные) знаки, восходящие к глубокой древности и широко распространенные в народном искусстве. Изображение «Богоматерь Воплощение» в сочетании со сценой «Воздвижение Креста» на оборотной стороне уникально.

Богоматерь на лицевой стороне иконы изображена по пояс, с воздетыми руками. На фоне груди ее расположен образ Христа Эммануила. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток. Фигура Богоматери заключена в круг «неба», состоящий из трех сфер, который окружают серафимы и херувимы. Иконы данной иконографии представляют наиболее наглядную иллюстрацию догмата о воплощении Предвечного Логоса: Богоматерь, в чье лоно вместился Тот, кто объемлет весь мир — Христос — Премудрость Божия, являет собой образ Дома или Храма.

Считается, что такого рода изображения Богоматери с Младенцем на русских иконах восходят к знаменитой новгородской иконе XII века, почитавшейся как чудотворная. Действительно, древняя святыня Новгорода была поновлена в 1528 году, что оживило интерес к ней и стало причиной появления множества ее списков. Но рассматриваемый извод иконографии имеет некоторые особенности. Основное отличие данной иконы от памятника XII века — отсутствие круглой «славы»-медальона вокруг изображения Эммануила. Тип этот издавна существовал в византийском искусстве. Встречается он и в русских иконах, особенно часто в новгородских XV–XVI веков, но в большинстве случаев не в качестве самостоятельной композиции, а как ее часть (иконы с избранными святыми и др.).

В качестве самостоятельной композиции изображения «Богоматери Воплощение» без «славы» вокруг фигуры Эммануила чаще всего помещались на литургических шитых покровцах, предназначенных для возложения на потир — чашу, в которую на проскомидии вливается вино с водой, обозначающее кровь Христа. Встречаются они и на небольших створчатых сосудах-панагиях, предназначенных для хранения частиц артоса — общего хлеба, освященного к Пасхе. Иконописец следовал иконографии подобных литургических сосудов и покровцев, повторяя не только их композицию, но и символический смысл. Дополнительное сходство с покровцами иконе придают такие характерные подробности, как изображение круга «неба» вокруг полуфигуры Богоматери и четырех херувимов и серафимов в углах поля средника.

На оборотной стороне иконы изображена сцена Воздвижения Креста. В центре композиции на амвоне — патриарх, обеими руками поднимающий над головой восьмиконечный Крест. Два дьякона поддерживают руки патриарха и держат свечи. Внизу и справа — участники богослужения. Справа под киворием — император Константин и императрица Елена (оба с нимбами), у подножия амвона — хоры певцов в остроконечных шапках. Вознесение Креста — символ торжества Церкви, созданной Христом. Им открываются двери рая — Небесного Иерусалима, куда входят насладиться вечными благами верные.

Праздник, установленный в Иерусалиме в память обретения в 326 году св. Еленой, матерью Константина Великого, Креста, на котором был распят Христос (приходится на 14 сентября по церковному календарю), в литургическом календаре следует непосредственно после завершения празднования Рождества Богородицы и празднования, посвященного освящению в 335 году при патриархе Макарии храма Воскресения Христова, где эта святая реликвия была положена. Праздник Воздвижения Креста торжественно отмечался в Константинополе, куда св. Еленой были перенесены частица древа Креста, гвозди, пронзившие тело Спасителя, и другие святыни.

И. Кызласова с. 218
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6311