Наверх (Ctrl ↑)

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня
Изображения с более высоким разрешением:

Савин Истома
Школа или худ. центр: Сольвычегодск (?)

Начало XVII в.

Дерево, темпера.
40 × 51 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 24817

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 240
¦
84. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

Начало XVII века. Мастер Истома1. Сольвычегодск (?)
Дерево, темпера. 40 × 51
Находилась в собрании Е. Е. Егорова
ГТГ, инв. 24817

1 На обороте надпись в медальоне: «Сий образъ написанъ по повелению Максима Яковлевича Строганова, писмо [че]ловека ево Истомы».

Сюжет иконы восходит к обряду византийского праздника, отмечавшегося 1 августа в Константинополе. Слово «происхождение» в данном сюжете означает изнесение из храма и прохождение крестным ходом. Процессия шла с частью Креста, хранившегося в храме Софии, к целительному Спасову источнику, который вытекал из скалистого берега за городской стеной и впадал в море. Как считал Н. П. Кондаков, над источником находилась часовня с изображением Деисуса на наружной стене2.

2 Русская икона. Т. IV: Текст. Прага, 1933. С. 283.

В центре композиции крестообразный «кладезь» (колодец) — источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода — святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса.

От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.

Появление этой иконографии в русском искусстве относится, по всей вероятности, к началу XVI века.

Икона экспонируется впервые.

Литература

Н. Бекенева с. 240
 
¦


Литература