▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Успение Богоматери и избранные святые
Изображения с более высоким разрешением:

Успение Богоматери и избранные святые

Первая половина XVI в.

Дерево, темпера.
50 × 41 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14402

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 298
¦
109. Успение Богоматери и избранные святые

Первая половина XVI века
Дерево, темпера. 41 × 50
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. 14402

Икона «Успение и избранные святые» представляет двухрядную композицию, в левой верхней части которой помещено изображение Успения Богородицы, в правой верхней части иконы — изображения святых князей Бориса и Глеба и святых Иоакима и Анны. В нижнем регистре последовательно представлены преп. Иоанн Лествичник, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, св. Анастасия, св. Екатерина, св. Наталия, св. Соломония, св. Параскева Пятница и св. Татьяна. На верхнем поле справа помещено изображение архангела Михаила, на верхнем поле слева — изображение шестикрылого серафима, венчающего Христа из «Успения». Состав избранных святых связан, очевидно, с заказным патрональным характером и, возможно, с поминальным значением иконы.

Иконография «Успения Богородицы» складывается под воздействием различных апокрифических текстов и канонов на праздник Козьмы Маиумского и Иоанна Дамаскина.

В центре композиции в соответствии со сложившейся иконографией изображена лежащая на ложе усопшая Богородица. За ложем представлен во «славе» Иисус Христос, держащий в руках в виде спеленутого младенца душу Богородицы. По сторонам ложа расположены апостолы: слева — группа из пяти апостолов (во главе с Петром с кадильницей в руке), справа — группа из семи апостолов, возглавляемая Павлом. За апостолами слева и справа от Христа изображены в крестчатых ризах, с нимбами четыре святителя, которые, согласно тексту, приписываемому Дионисию Ареопагиту, присутствовали при Успении Богородицы. Это Иаков, брат Господа, Иерофей, Тимофей и сам Дионисий Ареопагит. Слева и справа изображены палаты, призванные символизировать дом Богородицы на горе Сион в Иерусалиме.

Успение Богородицы — одно из величайших событий истории земной Церкви, смысл которого полностью раскрывается в ее литургическом опыте, прежде всего в богослужебных текстах и иконографии. Так в тропаре на праздник поется: «... во успении мира не оставила еси Богородице, представилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». В кондаке на праздник также сказано: «В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную». По Премудрости Божией Слово воплотилось через лоно приснодевственной, Бог соделался человеком, чтобы человек обожился. В Успении своем Богородица перешла не к смерти, а к жизни, став первой обоженной личностью, и открыла путь Премудрости Божией для всего рода человеческого. Она показала, что смерть есть не уничтожение бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному блаженству. После Успения Богородица взяла под свое покровительство весь род человеческий и вечно ходатайствует о нем перед Богом.

Икона экспонируется впервые.

Н. Шередега с. 298
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6341