▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Избранные святые: Екатерина, Иаков, Мария Египетская
Изображения с более высоким разрешением:

Избранные святые: Екатерина, Иаков, Мария Египетская

Конец XVI — начало XVII вв.

Дерево, темпера.
89 × 66 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. ДР 468

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 300
¦
110. Избранные святые: Екатерина, Иаков, Мария Египетская

Конец XVI — начало XVII века
Дерево, темпера. 89 × 66
Происходит из деревни Новинка Тихвинского района Новгородской области
ГТГ, инв. ДР 468

На иконе представлены фронтально три фигуры святых в рост. Св. великомученица Екатерина претерпела мученическую кончину при императоре Максимиане в 307 году (память 24 ноября). Древнейшее свидетельство о ней содержится в церковной истории Евсевия Кесарийского. Известно также ее житие, составленное Симеоном Метафрастом, и повествование, включенное в состав Менология Василия II1. Согласно житию, св. Екатерина была дочерью правителя Александрии. Обладая невероятной мудростью и красотой, она отказывала всем, ищущим ее руки. Достойным ее мог стать только тот, кто превосходил ее в мудрости и в знатности. Таким св. Екатерина признала младенца Христа в своем видении Богородицы, и после принятия святого крещения она была обручена Христу как невеста.

1 Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., 1997. Т. II. Т. II. С. 482.

В западном искусстве св. Екатерина изображалась, как правило, сидящей среди книг и других предметов учености, опирающейся на колесо, напоминающее о ее мученической смерти. Это было связано с ее почитанием как покровительницы студентов и философов. На Руси почитание мученицы определялось ее особым культом как Невесты Христовой, препровождающей души избранных в Царствие Небесное2. Она изображалась в царских одеждах и в короне.

2 Шалина И. А. Псковские иконы «Сошествия во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 251.

В центре в святительских одеждах располагается изображение св. Иакова, брата Божия по плоти (Мк. 6 : 3; Гал. 1 : 19), ставшего, по преданию, первым епископом Иерусалима (память 23 октября). В текстах миней Иаков называется «началопастырем, братом и преемником Христа»3. По свидетельству Евсевия Кесарийского, апостолу Иакову принадлежал первый вариант чинопоследования божественной литургии, переработанный впоследствии в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Иаков Иерусалимский почитался главным образом как один из первых иерархов, стоявших у истоков христианской церкви. Его изображение присутствует среди фигур других святителей в алтарных росписях византийских и древнерусских храмов (один из наиболее ранних примеров — мозаики Осиос Лукас в Фокиде 1030-х гг.).

3 Минея. 1980, октябрь. С. 577.

Широкое распространение культ св. Иакова Иерусалимского имел в Новгороде, где среди других реликвий хранились также мощи святого. В Софийском соборе, в приделе Иоакима и Анны, был «крест, а в нем мощи Иякова Брата Господня и иных святых...»4.

4 Опись 1617 г. — РГАДА, ф. 96.

Преподобная Мария Египетская (ум. 522), согласно житию, была александрийской блудницей, совершившей паломничество в Иерусалим, где в храме Гроба Господня ей было видение от иконы Богоматери. Приняв причастие, она удалилась в пустыню и провела там сорок лет в молитве и покаянии. Перед смертью она приняла причастие во второй раз от преподобного старца Зосимы (память 1 апреля). Древнейшее житие преподобной Марии было составлено Софронием, патриархом Иерусалимским (638–644). Преподобный Андрей Критский, присланный от иерусалимского патриарха Федора в Константинополь на VI Вселенский собор (691 г.), представил ее жизнеописание вместе со своим каноном, известным под названием Великого. С этого времени Великий канон Андрея Критского и житие Марии Египетской были включены в православное богослужение (они читаются в четверг пятой недели Великого поста5. Что касается чудотворной иконы Богоматери, с которой, по преданию, говорила Мария в Иерусалиме, то с начала X века эта икона находилась в Св. Софии Константинопольской и почиталась как одна из главнейших святынь этого храма6.

5 Дебольский Г. С. Дни богослужения православной церкви. М., 1996. Т. 2. Т. II. С. 106–110.

6 Лидов A. M. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44–75.

В византийском и древнерусском искусстве преподобная Мария Египетская изображалась, как правило, в сцене причащения ее старцем Зосимой (такого рода изображения были широко распространены в храмовых росписях). Подобно другим аскетам пустынникам, она изображалась обнаженной или полуобнаженной — в плаще или милоти. Единоличные изображения преподобной Марии встречаются достаточно редко (интересная особенность нашей иконы состоит в том, что руки святой сложены перед грудью — как для принятия причастия).

Изображения избранных святых в древнерусском искусстве могли соединяться как по календарному принципу, так и в соответствии с программой, разработанной заказчиком или создателем иконы. Поскольку память всех трех святых отмечается в разные дни, можно предположить, что их присутствие на иконе определялось общим богословским замыслом. Святитель Иаков — один из первых христианских епископов и творец божественной литургии — выступает здесь как непосредственный преемник Христа и продолжатель Его священнического служения. Что касается двух святых жен, то они раскрывают различные пути к единению со Христом и постижению Божественной Премудрости: путь покаяния и аскетического подвига, с одной стороны, и путь чистоты и целомудрия — с другой.

Л. Нерсесян, В. Широков с. 300
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6342