▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Видение Иоанна Богослова
Изображения с более высоким разрешением:

Видение Иоанна Богослова

Первая половина XVII в.

Дерево, темпера.
46 × 36 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 19854

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 314
¦
115. Видение Иоанна Богослова

Первая половина XVII века
Дерево, темпера. 46 × 36
Происходит из церкви Успения «на Апухтинке»1
ГТГ, инв. 19854

1 В церковь икона была передана братьями А. И. и И. И. Новиковыми из своего собрания.

Икона представляет собой врезок в новую доску. Живопись на полях и надпись на верхнем поле поздние. Золото на фоне и киноварные надписи поверх него исполнены во время реставрации XIX века.

Изображение в среднике иконы включает в себя четыре сцены, три из которых соответствуют различным эпизодам Откровения Иоанна Богослова. Слева вверху представлен Христос в белом подире — одежде первосвященников, украшенной золотой каймой по нижнему краю и по краям рукавов, с золотым оплечьем и поясом. Отличительные особенности его иконографии: белые волосы, в соответствии с текстом Откровения (Откр. 1 : 14), и восьмиконечный двухцветный нимб. В левой руке он держит красную сферу с многолучевой звездой, которую окружают семь трубящих ангелов, а правую возлагает на коленопреклоненного Иоанна Богослова. Из уст Христа исходят меч и труба, означающая глас трубный (Откр. 1 : 10–20).

Слева от Христа — семь светильников; в левом верхнем углу средника — сегмент неба с изображением Святого Духа в виде голубя, сидящего на престоле. Справа изображен слетающий ангел, вручающий книгу Иоанну Богослову (Откр. 10 : 1–10). Ниже представлена еще одна сцена — Иоанн Богослов с Прохором на фоне пещеры: Иоанн Богослов прислушивается к гласу небесной трубы, а Прохор записывает под его диктовку (это изображение воспроизводит иконографическую схему, традиционную для иллюстрированных Евангелий и икон Иоанна Богослова, — см. кат. № 114). Наконец, весь нижний регистр занимает сцена благовестия семи церквам (Откр. 2–3): на фоне сложного архитектурного сооружения с множеством стен и башен слева представлен Иоанн Богослов, получающий от ангела благословление и свиток с текстом послания, и семь ангелов в восьмиконечных двухцветных нимбах с развернутыми свитками. Ангелы, облаченные в далматики и плащи, стоят каждый во вратах своего храма. У последнего в нижнем ряду — епископский омофор. Надписи на фоне воспроизводят соответствующие изображениям части текста из Откровения.

В отличие от западной традиции, иллюстрации Апокалипсиса в византийском и древнерусском искусстве появляются лишь в относительно позднее время. Самое раннее известие о подобном изображении на Руси содержится в письме Епифания Премудрого Кириллу Тверскому (ок. 1415), в котором упоминается о сценах Апокалипсиса в росписи, исполненной Феофаном Греком в Благовещенском соборе Московского Кремля в 1405 году2. Отдельные сцены Апокалипсиса проиллюстрированы в греческой рукописи 1422 года из Парижской Национальной библиотеки3.

2
  • Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983. С. 43.
3
  • Lexikon der christlichen Ikonographie. Freiburg, 1990. Bd. 1, 4. Bd. 1. S. 138.

Иконография отдельных сцен, представленных в «Апокалипсисе» из Третьяковской галереи, находит параллели как в иконе начала XVI века из Кремля, так и в ряде памятников XVI–XVII веков — фресках Благовещенского собора Московского Кремля и в иллюстрированных рукописях4.

4
  • Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX. СПб., 1884;
  • Откровение Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Каталог выставки. М., 1995.

См. также иконы XVI–XVII вв. из Третьяковской галереи (№ 14352 и № 24815 — Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI–XVIII вв. М., 1963. Т. 1–2. Т. 2. № 281) и клейма иконы 1568 г. из церкви Св. Ильи в Вологде (Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII — начала XX в. Л., 1980. № 62–64. С. 138–140).

Показывая историю получения откровения, создатели иконографии стремились подчеркнуть прежде всего исключительный опыт Богообщения, особую причастность Божественной Премудрости, которые позволили апостолу и евангелисту раскрыть наиболее таинственную и сокровенную часть божественного промысла. С другой стороны, не менее важное значение в рассматриваемой иконе имеет тема благовестия семи церквам. Церковь, основанная Христом на земле, являлась прообразом торжествующей Небесной Церкви будущего века. О подобном понимании свидетельствует распространенное в православном мире «Толкование на Апокалипсис» святителя Андрея Кесарийского (VII в.): «Он повелел мне о виденном поведать семи церквам, обозначая седмеричным числом, оканчивающимся в субботу, субботство, то есть покой будущего века» (Толкование на Апокалипсис, II).

Семь ангелов с развернутыми свитками присутствуют, как правило, на иконах «Премудрость созда себе дом» (кат. № 65). В некоторых случаях, судя по надписям на свитках, эти ангелы непосредственно отождествляются с ангелами семи апокалиптических церквей, — как это было в несохранившихся росписях Золотой палаты Московского Кремля, исполненных после 1547 года5.

5 Ушаков С. Ф. Описные книги царских палат: Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г. М., 1882. С. 3.

Икона экспонируется впервые.

Л. Нерсесян с. 314
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6344