▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Иоанн Богослов в молчании
Изображения с более высоким разрешением:

Иоанн Богослов в молчании

Школа или худ. центр: Русский Север

Вторая половина XVI в.

Дерево, темпера.
102 × 85 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12055

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 318
¦
117. Иоанн Богослов в молчании

Вторая половина XVI века. Русский Север
Дерево, темпера. 102 × 85
Находилась в собрании И. С. Остроухова
ГТГ, инв. 12055

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов представлен в образе старца с глубоким сосредоточенным взглядом. Он изображен погрудно, повернутым вправо, правой рукой касается уст — жест, означающий молчание, отчасти напоминающий именословное благословление (кат. № 115).

Изображение «Иоанн Богослов в молчании» получает распространение в русской иконописи с XVI–XVII веков. По-видимому, эта иконография восходит к полнофигурным изображениям апостола с книгой и письменными принадлежностями, которые были хорошо известны в византийском и древнерусском искусстве, в частности в книжной миниатюре. Наряду с этой традиционной для образов евангелистов иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве нередко встречаются изображения Иоанна Богослова на Патмосе, диктующего слова божественного откровения своему ученику Прохору (кат. № 114). По преданию, на острове Патмосе, куда св. Иоанн был сослан, им был написан Апокалипсис. Тем самым в миниатюрах Евангелий и на иконах св. Иоанн предстает не только как автор Евангелия, но и как автор Апокалипсиса1.

1 Smirnova E. Fonti della Sapienza. Le miniature di Novgorod del XV secolo. Milano, 1996. Р. 41.

В композициях «Иоанн Богослов в молчании» за плечом апостола мог изображаться ангел (иногда бескрылый) с восьмиконечным звездчатым нимбом, олицетворяющий Софию Премудрость Божию. Этот мотив, по-видимому, восходит к миниатюрам рукописных книг, где София иногда сопровождает сидящих евангелистов Марка, Матфея и Луку, представленных за созданием священных текстов (подобные изображения были известны и в монументальной живописи).

В иконографии «Иоанн Богослов в молчании» апостол Иоанн предстает как особый избранник Бога, что вполне согласуется с евангельскими свидетельствами. Именно к апостолу Иоанну относятся слова Евангелия: «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 19 : 26). Он был тот, «который возлежал у груди Иисуса» на Тайной вечере (Ин. 13 : 23, 25), и единственный из апостолов, кто присутствовал при Распятии. Особое избранничество апостола Иоанна, причастность к сокровенным божественным тайнам во многом предопределили содержание его сочинений — Апокалипсиса, трех посланий и Евангелия, в котором с наибольшей полнотой изложено учение о божественной природе Иисуса Христа как воплощенного Логоса, Божественного Слова.

Состояние безмолвия, тайна его замкнутых уст — это безмолвие беседующего с Богом. Безмолвие, наполненное таинством богосозерцания. Это Тайна Премудрости Божией, которая столь велика, что не может быть изреченной до конца. И сам Иоанн Богослов пишет об этом в заключительных словах своего Евангелия: «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то думаю и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21 : 25).

В. Уханова с. 318
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6345