Наверх (Ctrl ↑)

Икона Богоматери «Живоносный источник»

Икона Богоматери «Живоносный источник»
Изображения с более высоким разрешением:

Первая половина XVIII в.

Дерево, темпера.
35.7 × 73 см

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 212

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 364
¦
138. Богоматерь Живоносный Источник

Первая половина XVIII века
Дерево, темпера. 35,7 × 73
Происходит из города Вологды
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 212

В центре композиции, вписанной в вытянутую по горизонтали усеченную трапецию, в чаше, поднимающейся из водоема, имеющего сложную многогранную форму, изображена сидящая Богоматерь с младенцем Христом на руках. По сторонам от Марии поклоняющиеся ей архангелы Михаил и Гавриил с зерцалами в руках. Вокруг водоема — четыре святителя, монахи, благоверные царицы, больные и страждущие. Большинство из тех, кто окружает Источник, черпают из него воду и пьют ее.

Иконы «Богоматерь Живоносный Источник» такого типа появились в России с середины XVII века, когда в 1654 году в состав Цветной Триоди по греческому образцу были включены служба Живоносному Источнику и сказание о нем Никифора Каллиста (подробнее об иконографии см. кат. № 79).

Празднование иконе происходит в пятницу Светлой седмицы, в память обновления храма над источником, находившимся в окрестностях Константинополя и прославившимся многочисленными исцелениями. В службе Живоносному Источнику поется о чудесах исцелений у источника: «...слепыя видящия являеши ясно, приступающия к тебе, хромыя многия исправила еси и расслабленныя стягнула еси, умерщвлена же оживила еси возлиянием трегубым, наводненных и злодышущих страсти исцелила...»

В службе Живоносному Источнику Богоматерь именуется источником рая, водой спасения, которая «пламень недугования» угашает. Эти эпитеты раскрывают содержание и смысл иконографии, в которой Дева Мария предстает как источник бесконечных милостей человечеству, как океан благодати.

Л. Тарасенко с. 364
 
¦


Литература