▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Створки складня
Изображения с более высоким разрешением:

Створки складня

Школа или худ. центр: Средняя Русь

Первая треть XVIII в.

Дерево, темпера.
96.5 × 29 см (левая створка); 96 × 26.5 см (правая створка)

Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия
Инв. ж 1426/1-2

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 366
¦
139. Створки складня

Первая треть XVIII века. Средняя Русь
Дерево, темпера. 96,5 × 29 (левая створка), 96 × 26,5 (правая створка)
Происхождение неизвестно
Музей-заповедник «Коломенское»; инв. ж 1426/1-2

В верхней части створ, имеющих килевидное завершение, изображена сцена «Благовещение». Архангел Гавриил обращается к Деве Марии, сидящей на золотом троне перед столиком с книгой — деталь, заимствованная из западной иконографии. Действие происходит в палатах с деталями барочного интерьера.

На левой створе, под изображением архангела, — «Богоматерь Неопалимая Купина» (об иконографии см. кат. № 43). В руке у Богоматери лестница, а на груди, на мафории, представлен «град Давида». Фигура вписана в двойной круг, два перекрещивающихся ромба, зеленый и красный, и восьмилепестковую розетку. По углам красного ромба — символы евангелистов. На фоне зеленого ромба и лопастей розетки — ангелы, виды их служения поясняются надписями. Вверху слева, на розовом фоне с серебристыми облаками, представлен «дух Премудрости» с розовым ликом и в розовых же с золотом одеждах. Надпись: «Дух Премудрости — ангел огнемъ паляще». В руке дух Премудрости держит золотую сферу. Среди ангелов «властителей стихий» — ангелы «мразу», «росы и мглы», «ветрам, бури и дождю», «дух молнии», «ангел грома», «ангел облаков». Каждый ангел держит символические атрибуты в соответствии с видами своего служения Богоматери и Спасителю.

На правой створе, под изображением Богородицы, — образ «Богоматери Живоносный Источник» (об иконографии см. кат. № 79, 138). Богоматерь с Младенцем на груди представлена поколенно в золотой чаше посредине источника. В верхней части композиции — стоящие на облаках два архангела с мерилами и зерцалами. Вокруг источника — страждущие и больные, среди которых византийские цари Иустиниан, Лев, царица Зоя и Феофания, царевич Стефан, иерусалимский патриарх Иоанн, монахи Захария, Матфей и Марк, многие люди, желающие получить исцеление. На фоне и полях — подробные надписи с указанием болезней и недугов, от которых излечили страждущих воды чудесного источника.

В 16-ти клеймах, размещенных в нижней половине створ, иллюстрируется Сказание о явлении и чудесах иконы Федоровской Божией Матери. По преданию, икона Федоровской Божией Матери была чудесно принесена в Кострому св. воином Федором Стратилатом и обретена в 1239 году костромским князем Василием Квашней1.

1 Иллюстрация «Сказания о явлении и чудесах иконы Богоматери Федоровской» получила широкое распространение в списках XVII–XVIII вв. Особо почитаемы иконы Богоматери Федоровской были в Костроме. Икона считалась святой покровительницей царской династии Романовых, поскольку в 1613 г. Михаил Федорович получил благословение на царство перед образом Федоровской Богоматери.

Клейма располагаются в следующем порядке:

  1. Федор Стратилат приносит в Кострому икону Богоматери;
  2. Князь Василий Квашня, выехав на охоту, видит на сосне икону Богоматери;
  3. Князь пытается взять икону, но она поднимается вверх;
  4. Моление перед иконой всего церковного клира. Икона «сходит» с дерева;
  5. Перенесение иконы Богоматери в Кострому и поставление ее в церкви Федора Стратилата;
  6. Пожар в церкви;
  7. Обретение чудотворной иконы в пепле невредимой;
  8. Молитва князя перед иконой Богоматери в новоустроенном храме об избавлении града от врагов;
  9. По повелению князя икону несут перед войском, идущим «противу татар»;
  10. Чудо во время битвы. Икона Богоматери «огненными лучами» обращает врагов в бегство;
  11. Чудотворный образ несут перед возвращающимся в город войском;
  12. Поставление иконы в соборную церковь;
  13. Во время пожара в соборе горожане видят чудотворный образ «на воздусе» невредимым;
  14. Икона сходит на землю. Благодарственная молитва перед нею;
  15. Князь приказывает построить каменную церковь в честь иконы;
  16. Перенесение иконы в каменную церковь и поставление ее возле Царских врат.

Описываемый памятник свидетельствует об особом почитании Пресвятой Богородицы как защитницы и покровительницы всей Русской земли. Прославление Богородицы как «живоносного источника», «Бога невместимого вместилище», «обновленного творения», «Нерушимой стены» и «защитницы града» сближает образ Богоматери с образом Софии Премудрости Божией.

О. Полякова с. 366
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6362