▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Иконостас
Изображения с более высоким разрешением:

Иконостас

Школа или худ. центр: Палех

XIX в.

Дерево, темпера.
108 × 79 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22027

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 370
¦
141. Иконостас

XIX век. Палех
Дерево, темпера. 108 × 79
Происходит из Покровской Успенской церкви старообрядческой общины в Гавриковом переулке в Москве, где находилась с 1911 года
ГТГ, инв. 22027

На иконе изображен пятиярусный иконостас — алтарная преграда, составленная из нескольких рядов (чинов) икон, отделяющая алтарь православной церкви от остального пространства храма.

Нижний ярус, с вратами, — местный, назван по нахождению в нем иконы, связанной с посвящением храма. В центре этого ряда — Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Царские, или Святые врата символизируют вход в Небесное Царство; Благовещение на Царских вратах — исполнение ветхозаветных пророчеств о Богоматери и воплощении Христа, раскрытие Тайны Предвечного Совета и Домостроительства. Четыре евангелиста — учение, данное воплощенным Логосом-Словом, Премудростью Божией для спасения мира и просвещения евангельским откровением вселенной — четырех концов света. Над вратами — поклонение ангелов евхаристической чаше с агнцем. Левая дверь (северная) — жертвенник. На ней — первомученик архидиакон Стефан и сцена побиения Стефана камнями. Над дверью — Евхаристия, причащение Христом апостолов хлебом. Правая дверь (южная) — диаконник. На ней — мученик архидиакон Лаврентий и сцена его мученичества. Над дверью — Евхаристия, причащение Христом апостолов вином. Под каждой иконой местного ряда — сцены, связанные с ними по содержанию. Слева направо: Собор архангела Михаила — Чудо архангела Михаила в Хонех; Сошествие Святого Духа — Пророк Моисей приносит скрижали Завета; Покров Богородицы — Явление Богородицы Роману Сладкопевцу; Троица — Спасение Лота и гибель Содома и Гоморры; Единородный Сыне и Слово Божие — Беседа Христа с апостолом Иоанном Богословом; Успение Богоматери — Погребение Богоматери.

Над местным ярусом — праздничный ряд, включающий двенадцать икон, посвященных Христу, Богоматери и Вселенской церкви. Слева направо; Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Вход в Иерусалим, Сошествие во ад, Вознесение Христово, Преображение, Воскрешение Лазаря, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста.

Над праздничным рядом — деисусный чин, образ Второго пришествия Христа и моление Церкви о спасении мира. В центре — Спас Вседержитель, ему предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Михаил, апостолы.

Над деисусным чином — пророческий ряд. В центре — Богоматерь Воплощение; по сторонам — ветхозаветные пророки с текстами на свитках с прообразовательными символами Богородицы и Пришествия Христа.

Выше — праотеческий ряд предстоящих Богу Саваофу библейских патриархов — символ ветхозаветной Церкви.

Верхний ряд иконостаса представляет страстной цикл, посвященный искупительной жертве Христа. В порядке евангельского рассказа сцены следуют слева направо: Моление о чаше, Взятие под стражу (Поцелуй Иуды), Несение креста, Распятие, Снятие со креста, Положение во гроб, Жены-мироносицы у гроба (иконографический вариант Воскресения Христа).

В восточноправославной Церкви существовали различные конструкции алтарных преград — иконостасов с одним догматическим содержанием, при разных акцентах и интерпретации символики алтаря. На всем протяжении развития иконостаса сохранялась идея воплощения Христа, его искупительной жертвы, его Второго пришествия и Страшного суда. Два вида иконостасов, низкий и высокий, на Руси существовали вплоть до конца XVI века. Иконостас, представляющий собой цельную стену, на Руси появился в конце первой четверти XV века. По мнению исследователей, его вид и композиция образовались по ряду религиозно-идеологических причин, одной из которых было закрепление при московском митрополите Киприане (ок. 1336–1406) на Руси Иерусалимского богослужебного устава, по которому при богослужении вводились моменты литургического действа, обязывающие закрывать алтарь от предстоящих в храме. Также при митрополите Киприане на Русь был впервые принесен перевод Корпуса Ареопагитик на славянский язык, сделанный в 1371 году. Трактат корпуса «О Церковной Иерархии» оказал влияние на формирование и осмысление иконостаса.

Эсхатологические настроения в конце XV века оказали влияние на символические представления об иконостасе как образе Церкви, образе Царствия Божия. Высокий иконостас становится идейным воплощением соединения Церкви Земной и Небесной, «софийным» образом Премудрости Божией в ее Домостроительстве, Ее жертвенного Воплощения и Искупления. Посредством его предоставляется всем присутствующим в храме возможность созерцать иерархию образов невидимого и видимого мира.

На иконе «иконостасный» образ во всей полноте раскрывает символику литургического чина русской православной Церкви, объединяющего в себе каноны библейских и новозаветных текстов, церковное предание и высокую поэзию гимнографов.

Первоначально в идее изображения иконостаса на палехских иконах было стремление воплотить в миниатюре иконостас Успенского собора Московского Кремля. Впоследствии художники перестали следовать этой конкретной идее. Их стала привлекать только художественная задача, и они от конкретного образа перешли к образу иконостаса как идее Церкви в целом.

Литература

Г. Сидоренко с. 370
 
¦


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6364