▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря
Изображения с более высоким разрешением:

Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря

Начало XVIII в.

Дерево, левкас, темпера.
31.3 × 27 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

22. ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, С ВИДОМ МОНАСТЫРЯ

Начало XVIII века
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря
31,3 × 27,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Вывезена из Ярославля. Приобретена в Москве в 2002 году.

Сохранность: Вставка позднего левкаса на нижнем поле, на которую частично приходится изображение воды в нижней части иконы. Поновление надписей на полях, потертостей золота на нимбах, черневого рисунка на золотых деталях архитектуры, колоколах, одеждах. Тонировки мелких утрат красочного слоя.

Реставрация: Реставрирована до поступления в коллекцию.

Зосима и Савватий представлены стоящими внутри стен Соловецкого монастыря в молении образу Преображения, который представлен словно внутри Спасо-Преображенского собора. По сторонам два храма, внутри которых изображены иконы Богоматери и Николы Чудотворца, обозначающие их посвящения (слева — Успенская трапезная церковь, справа — Никольская). Расположение храмов на иконе соответствует не реальной топографии монастыря (в действительности Преображенский собор находится правее Успенского и Никольского храмов), а принципам иерархии — собор является главным храмом и именно в нем покоятся мощи чудотворцев. На иконе над мощами святых, наполовину прикрытых покровами, монахи совершают молебен. Вверху — две колокольни и монахи, бьющие в колокола. Внизу — бухта с плывущими судами; по сторонам — две ладьи с сидящими в них преподобными в нимбах, другими монахами и мирянами, в центре — пристающая к берегу ладья с Савватием и двумя ангелами. За монастырем — противоположный берег острова и море.

Подобная иконография начала складываться в середине — второй половине XVI века. Представленный на публикуемой иконе вариант (с мощами святых) стал популярным со второй половины XVII века. Подобные иконы создавались иконописцами Соловецкого монастыря в качестве раздаточных образов.

Стиль иконы коренится в традиции позднего XVII века, но развитость барочных элементов в архитектуре, общая нагруженность композиции, характер орнаментации свидетельствуют о создании ее в начале XVIII века.

В. М. Сорокатый


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6386