▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Святые князья Борис и Глеб, с житием
Изображения с более высоким разрешением:

Святые князья Борис и Глеб, с житием

Пономарев Евдоким Кондратов
Школа или худ. центр: Холмогоры

1700 г.

Дерево, левкас, темпера.
131 × 112.5 см

Собрание В. А. Бондаренко, Москва, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

23. Евдоким Кондратьев Пономарев
СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ, В ЖИТИИ

1700 год
Холмогоры
131,0 × 112,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Приобретена в Москве в 2004 году.

Сохранность: Значительные утраты левкаса по краям, на первом и седьмом клейме, в среднике на правой руке Бориса, менее значительные и многочисленные по всей поверхности. Восполнены при реставрации с реконструкцией живописи. Старые левкасные вставки по всей поверхности, наиболее значительные — на клеймах левого вертикального ряда, тонированные при реставрации. Многочисленные тонированные утраты красочного слоя и общая потертость авторской живописи. Остатки старого покрытия.

Реставрация: Икона поновлялась в XIX веке. Реставрирована О. Б. Воробьевой и М. Г. Степановым в 2004 году.

Внизу на рамке, отделяющей средник от клейм, частично утраченная подпись белилами: [1700] гѡ маиѧ въ [22] д(е)нь писалъ с [ей] образ холмо[горец] иконописецъ евдоким кондратов пономаревъ скал... никомъ... п... ещ... манѣ ... арадѣнием старосты ивана иванова пѣт[рова]

Клейма:

  1. Рождество князя Бориса
  2. Рождество князя Глеба
  3. Крещение Бориса и Глеба
  4. Научение грамоте
  5. Заболевший князь Владимир призывает к себе Бориса и Глеба и посылает Бориса на печенегов
  6. Князь Борис выступает в поход против печенегов
  7. Князь Святополк незаконно занимает княжеский престол в Киеве и одаривает киевлян
  8. Князь Борис узнает о кончине отца и грозящей ему самому смерти
  9. Убийство князя Бориса
  10. Тайное погребение Бориса
  11. Перевезение тела Бориса в Вышгород
  12. Послы Святополка приносят Глебу ложную весть о болезни отца, заманивая его в Киев
  13. Глеб получает от князя Ярослава весть о смерти отца
  14. Конь Глеба падает и ломает ногу
  15. Глеб направляется в Киев в ладье

16–17. Убийство Глеба

  1. Сокрытие тела Глеба
  2. Возвращение убийц к Святополку
  3. Битва князя Ярослава со Святополком
  4. Ярослав спрашивает о теле Глеба
  5. Погребение Глеба рядом с Борисом
  6. Обретение мощей Бориса и Глеба
  7. Ангелы посещают тело Глеба

Икона, очевидно, была храмовым образом в церкви или приделе, посвященном св. князьям Борису и Глебу. Житийные иконы святых известны с конца XIV века. Публикуемый памятник отличается развернутой программой клейм, среди которых есть сюжеты, не упоминаемые в каноническом Житии святых князей («Рождество Бориса», «Рождество Глеба», «Научение грамоте»), а также не вполне соответствующие историческим фактам и сведениям Жития (так, в сцене «Крещение св. князей» их обоих крестят младенцами, хотя князь Борис был старше Глеба; в 5-м клейме Владимир призывает обоих сыновей, в то время как по Житию он призвал только Бориса). Плохая сохранность авторских подписей к клеймам затрудняет их расшифровку. Так, 11 клеймо может быть прочтено не только как перевезение тела князя Бориса в Вышгород, но и как сцена добивания израненного князя, везомого в телеге. В некоторых случаях порядок следования клейм нарушен относительно текста Жития (7 и 8, 10 и 11, 13 и 14). с. 201
с. 202
¦

Евдоким Кондратьев Пономарев (уп. 1693–1726) — холмогорский иконописец, священник из деревни Чухчерьма15. Публикуемая икона — единственное выявленное на сегодняшний день произведение мастера. В автографе указано его отчество — Кондратов, которое не было ранее известно по документам. Это позволяет более не отождествлять художника с другим холмогорским иконописцем Евдокимом Алексеевым, работавшим в Спасо-Преображенском соборе Холмогор по заказу архиепископа Афанасия16. В автографе, по-видимому, упомянут второй мастер, работавший над иконой. Один из вариантов прочтения его имени — Калинник.

15 Подробнее о нем см.: Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биографического словаря. Архангельск, 1998. С. 54–55.

16 Такое отождествление присутствует в Словаре русских иконописцев XI–XVII веков (ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 494–495).


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6387