▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Иоанн Предтеча в пустыне
Изображения с более высоким разрешением:

Иоанн Предтеча в пустыне

Школа или худ. центр: Нижний Новгород

Первая треть XVII в.

Дерево, левкас, темпера.
59.8 × 49.8 × 2.3 см

Музей русской иконы, Москва, Россия
Инв. ЧМ-127

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

52. ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ

Первая треть XVII века
Нижний Новгород
60,0 × 50,0 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание А. Д. Липницкого]

Происхождение: По словам предыдущего владельца, привезена из Вязников (Владимирская область). Приобретена в Москве в 2000 году.

Сохранность: Поля по торцам слегка опилены. Следы от гвоздей свидетельствуют о том, что в древности на иконе были накладные венчики. Верхние лессировочные слои авторской живописи почти полностью утрачены в результате первой реставрации.

Реставрация: Прошла непрофессиональную реставрацию до поступления в коллекцию. Повторно расчищена и тонирована Д. Е. Мальцевой в 2000 году.

Иконографическое решение, иллюстрирующее Евангельский текст (Лк. 3 : 20, Мф. 3 : 1–4) о принятии Иоанном божественного дара пророчества, относится к редкому изводу. Пророк изображен без крыльев и предстоит не Спасу Вседержителю, а ангелу с восьмиугольным нимбом Премудрости. В среднике иконы отсутствуют сцены жития, традиционные для искусства XVII века. Пустыня представляет собой не безжизненный фон, но населена животными, заполняющими всю поверхность мягких горок. В верхнем правом углу за высокой стеной изображен город с многочисленными храмами, палатами, колокольнями; внизу река Иордан, воды которой словно истекают из синей власяницы Иоанна. Пророк указывает на лежащего на дискосе обнаженного младенца Христа, образ которого сопровождает надпись «Агнец Божий». В левой руке Иоанна свиток с традиционной надписью: «Покайтеся, ибо приближи бо ся Царство Небесное». Образ процветающей пустыни, населенной разнообразными, мирно пасущимися животными, указывает на приближающееся Царство Небесное. Необычная композиция известна по двум храмовым иконам «Иоанн Предтеча в пустыне» второй половины XVI столетия52. Неизвестная ранним предтеченским циклам иконография сложилась в позднюю грозненскую эпоху: образ расцветшей пустыни, по-видимому, восходит к лицевой рукописи Егоровского сборника «Слово похвальное на Зачатие святого Иоанна Предтечи»53, созданного в царском скриптории для придельной церкви Иоанна Предтечи Успенского собора Александровой слободы. Через царских изографов, украшавших рукописи и знаменовавших сложные по содержанию иконы, иконография, распространилась как на храмовые иконы, так и на житийные предтеченские циклы. Среди сохранившихся памятников ранний пример этому — клеймо иконы из собрания В. А. Бондаренко54. Единственной аналогией ему служит сцена нижегородской житийной иконы первой половины XVII века из собрания М. П. Погодина55.

52 Одна из них, по-видимому, вологодская икона третьей четверти XVI века (ГТГ, инв. 14250), другая — самого конца XVI века из Чудова монастыря в Московском Кремле (ГТГ, инв. 6140).

53 РГБ, ф. 98, № 1844. Л. 158 об.

54 Шалина И. А. Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи, с иконой «Богоматерь Феодоровская», избранными святыми и житием Иоанна Предтечи» // И по плодам узнается древо: Русская иконопись XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003. С. 245–256.

55 ГРМ, ДРЖ 956.

Особую роль в создании художественного образа играет колорит, построенный на сочетании коричневых охр и темно-зеленых пигментов, неяркого красного и синего. Техника письма (коричневое личное с белильными оживками, моделирующими объем, и лаковые притенения зеленым и коричневым цветом) была, как представляется, одной из самых характерных особенностей иконописи Нижнего Новгорода в конце XVI–XVII веках.

Икона могла быть написана для одного из нижегородских храмов, посвященных пророку. Большая деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи стояла у Ивановского моста. Она была основана, по-видимому, в 1531 году в честь рождения Иоанна Грозного, но в дальнейшем перестраивалась. В писцовой книге 1621 года сказано: «В Старом Остроге на Торгу ж у Ивановского мосту церковь св. Иоанна Предтечи древяна клецки, с трапезою и с папертми. А в церкви образ местной св. Иоанна Предтечи обложен серебром и оклад позолочен»56.

56 Писцовая и переписная книги XVII века по Нижнему Новгороду. Изд. Археологической Комиссиею. СПб., 1896. С. 39.

Публикации:

И. А. Шалина


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6412