▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Царские врата
Изображения с более высоким разрешением:

Царские врата

Школа или худ. центр: Поонежье

Третья четверть XVII в.

Дерево, левкас, темпера.
169.5 × 98 см

Собрание А. Д. Липницкого, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

53. ЦАРСКИЕ ВРАТА

Третья четверть XVII века
Архангельское Поморье (Поонежье)
169,5 × 98 (правая створка — 48,4) см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание А. Д. Липницкого]

Происхождение: Приобретены в Вологде у О. Буйневича, по словам которого были вывезены из-под Архангельска.

Сохранность: Небольшие трещины и мелкие выпады красочного слоя. Потертость золота полей и нимбов.

Реставрация: Реставрированы О. Б. Воробьевой и М. Г. Степановым в 1999 году.

Форма царских врат с рельефными волютами сложилась в искусстве среднерусских городов к середине XVII века. Тогда же получили распространение расположенные в каждом клейме полукруглые цветные сегменты с крылатыми символами евангелистов (в данном случае, символ Иоанна — орел) помещен рядом с евангелистом Марком, и наоборот, что часто встречается в искусстве позднего Средневековья). К редчайшим особенностям данного произведения следует отнести иконографию нижних клейм, в которых против евангелистов изображены фигуры «короля Феофила» (с Лукой) и Иакова Брата Господня — автора одного из апостольских посланий (рядом с Марком). Известен единственный подобный пример решения Царских врат второй четверти XVII века (Сольвычегодский историко-художественный музей)57, где помимо указанных пар (Иаков размещен напротив Матфея), Марк изображен в пандан с апостолом Петром. Примечательно, что изображенный рядом с Лукой некий «король» Феофил — действительно, есть тот «благочестивый и достопочтенный муж Феофил», для которого евангелист Лука писал свое Евангелие (1 : 3) и книгу Деяний Апостольских (1 : 1), обращаясь к нему как слушателю в начале их текстов. Возможно, евангельское обращение к нему как к знатному человеку — «державному» Феофилу, вызвало написание его иконописцем в короне и царских одеждах. Источник подобной иконографии неизвестен. с. 211
с. 212
¦

57 СМ 431–432 Ж. Воспр.: Искусство Строгановских мастеров: Реставрация. Исследования. Проблемы: Каталог выставки. М., 1991. Кат. 43.

Характер слоистых громоздящихся горок с подцвеченными лаками тенями, мягкие формы холмов, мебель барочных форм, деревянная резьба с чернью, резкие сочетания темно-зеленых и красных пигментов вместе с узорчатой орнаментальной архитектурой, а также наброшенные поверх одежд скользящие блики очень близко повторяют архангельские иконы, происходящие с побережья Белого моря и Северного Поонежья58.

58 Например, «Екатерина, со сценами жития» конца XVII века, «Благовещение» из Холмогор (См.: Северные письма: Каталог / Авт.-сост. О. Н. Вешнякова, Т. Н. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 133 и 142) и др.

И. А. Шалина


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6413