▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Обновление храма Воскресения Христова
Изображения с более высоким разрешением:

Обновление храма Воскресения Христова

Школа или худ. центр: Поволжье

Последняя четверть XVII в.

Дерево, темпера.
110 × 91 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 309

Из села Никульское Борисоглебского района Ярославской области.

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Возникновение иконографии восходит к реальному историческому событию – возведению храма Воскресения Христова на месте Распятия, Погребения и Воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме. Строительство святилища, которое включило в свои стены Голгофу и Гроб Господень, было предпринято императором Константином Великим и его матерью императрицей Еленой. Окончание сооружения и освящение храма и всего Иерусалима произошло 13 сентября 335 года. В этот день был установлен праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Сложная многосоставная композиция иконы соотносится с последованием службы празднику. В верхнем регистре представлено торжество и утверждение Новозаветной Церкви. Внутри пятиглавого храма изображена святительская служба: в центре помещен первый иерусалимский епископ Иаков, брат Гоcподень, держащий на голове потир с лежащим в нем Младенцем Христом, в который спускается Святой Дух, в виде голубя. По сторонам от свт. Иакова дьяконы и отцы церкви: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий. Внизу знаменитые гимнографы: Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец, Косьма Маюмский. В арочных проемах на фоне красных завес: слева – царь Давид, справа – апостол Петр.

Над храмом в полукруглом «небе» изображены архангелы и Господь Саваоф. В левом верхнем углу в небесном сегменте – Престол уготованный, его окружают три огненных херувимами. На престоле, покрытом ризой с изображением Голгофы, находятся три красных Креста и раскрытое Евангелие. Около облаков помещены изображения ангелов, вручающих венцы апостолам. Среди апостолов можно различить Андрея, Матфея, Иоанна, а также Иоанна Предтечу и неизвестного преподобного. Слева – служба Небесных сил. Расположенные по сторонам от центральной композиции сюжеты посвящены воспоминаниям о Крестных страданиях Спасителя и его Воскресении, а также грехопадении и первых мучениках. Слева: «Распятие», «Положение во гроб», «Грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая», «Усекновение главы апостола Павла в Дамаске». Справа: «Сошествие во ад», «Христос во храме», «Уверение Фомы», «Распятие апостола Петра в Риме».

В среднем регистре – распространение учения Христа. Под центральной композицией находится изображения трех островов в море с церквами, в которых проповедуют апостолы. В нижнем регистре дан прообраз Новозаветной церкви – храм Соломона. В левом верхнем углу – пророк Исаия. Справа за завесой перед Святая святых стоит царь Соломон, которого благословляет Господь Саваоф. Перед ним алтарь, с ковчегом Завета, осеняемый херувимами. Слева внизу помещено изображение жертвоприношения Соломона.

Иконография «Обновления храма Воскресения» становится известна в русской иконописи в середине XVI века, но не получает широкого распространения. Древнейшим не сохранившимся образом является икона Благовещенского собора около 1547 года. В целом композиция иконы из собрания Музея имени Андрея Рублева близка сольвычегодской, отличие составляют большая упорядоченность в распределении композиций и включение изображений островов с храмами.

Сложные символико-аллегорические композиции были весьма распространены в Поволжье. С живописью этого региона последней четверти XVII века икону связывает характерный колорит, в котором доминируют разные оттенки охры, зеленых и красных цветов, в сочетании с цветными лаками, золотом и серебром. Не менее узнаваемыми являются широкие чуть распластанные на плоскости палаты, украшенные фантастическими крупными архитектурными деталями, разделки складок одежд цветными лаками по золоту и широкое использование мелкой орнаментики.


Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6826