▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Митрополит Петр, с житием
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Митрополит Петр, с житием

Савин Истома

Начало XVII в.

35 × 16 см (размер доски с клеймами — 41 × 42)

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14295

См. в «Галерее»:

 Комашко, Саенкова 2007 

 
с. 246
¦
Истома Савин
Святитель Петр Московский, с житием

Начало XVII века. Москва
41 × 42 см (средник 35 × 16 см). Дерево, темпера
ГТГ, инв. № 14295
Из усыпальницы Великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре

На обороте средника два круглых клейма с надписями: «Сия цка гроба Петра митрополита Киевскаго и Московскаго и всея Руси чюдотворца», «Сия икона Максима Яковлевича Строганова писмо Истомы Савина».

Святитель Петр, митрополит Московский и Всея Руси (ум. 1326), родился на Волыни. Перед рождением младенца его матери приснился чудесный сон, в котором она увидела агнца с крестом. В 12 лет Петр принял постриг. Через некоторое время он основал Ратский монастырь, где впоследствии был игуменом. Выполняя различные монастырские послушания, Петр уделял много времени иконописанию. В 1308 году он по просьбе галицко-волынского князя отправился в Константинополь в качестве кандидата в митрополиты. Его соперник Геронтий увидел во сне Богоматерь, предсказавшую ему победу Петра. Константинопольский патриарх Афанасий выбрал Петра и рукоположил его в митрополиты Киевские и Всея Руси, но неспокойная обстановка в Киеве вынудила св. Петра, также как и его предшественника митрополита Максима, переехать во Владимир. Из Владимира Петр уехал в Москву, предвидя в тогда еще маленьком городке будущую столицу великого государства. Св. Петр также принес в Москву написанный им образ Богоматери, который стал первой чудотворной иконой Москвы, получившей название Петровской. Предположительно, она погибла в одном из московских пожаров XVII века и известна лишь по более поздним спискам. Святитель Петр заложил Успенский собор, завещав себя в нем похоронить. До окончания строительства храма не дожил, к моменту освящения собора там уже почивали его святые мощи. Московские летописи фиксировали многочисленные исцеления у мощей св. Петра. В 1339 году он был канонизирован в Константинополе. Мощи обретены в 1472 году нетленными, хотя первый деревянный гроб Петра весь распался в результате одного из пожаров. До с. 246
с. 247
¦
освящения нового Успенского собора, возведенного Аристотелем Фиораванти в 1479 году, мощи св. Петра находились в церкви Иоанна Лествичника под колокольней Ивана Великого. В XVI веке для них несколько раз изготавливались драгоценные раки, а деревянные гробы шли на иконные доски. На обороте таких икон всегда указывалось происхождение доски.

Предположительно, автором первого жития св. Петра, написанного сразу же после смерти святителя, был ростовский епископ Прохор. В 1381 году новую редакцию жития создал митрополит Киприан, а Пахомием Сербом в конце XV века было составлено Похвальное слово на обретение мощей. Память святителя отмечается дважды – 21 декабря / 3 января (Преставление) и 24 августа / 6 сентября (Перенесение мощей).

В русской иконописи большое распространение получили как единоличные изображения святителя, так и в составе Собора московских митрополитов. Несмотря на широкое почитание св. Петра, его житийные иконы единичны. с. 247
 
¦

 
с. 246
¦
Клейма:

  1. Видение во сне агнца матерью митрополита Петра
  2. Приведение во учение
  3. Монашеский постриг
  4. Поставление в диаконы
  5. Поставление в священники
  6. Занятия иконописанием
  7. Монастырские послушания
  8. Встреча св. Петра с киевским митрополитом Максимом, которому он дарит написанную им икону
  9. Разговор с князем Юрием Галицким
  10. Путешествие св. Петра и его соперника Геронтия в Константинополь
  11. Благословение патриарха Афанасия
  12. Поставление в митрополиты
  13. Наставления патриарха Афанасия св. Петру
  14. Возвращение на Русь
  15. Суд в Переславле-Залесском с тверским епископом Андреем, обвинявшим св. Петра в симонии
  16. Закладка Успенского собора в Москве
  17. Сон Ивана Калиты
  18. Предсмертное благовещение св. Петру
  19. Прощание св. Петра с народом
  20. Перенесение тела в Успенский собор и видение некоему чужестранцу св. Петра, сидящего во гробе и благословляющего народ
  21. Погребение св. Петра
  22. Исцеления у гроба св. Петра
  23. Митрополит Феогност посылает в Константинополь извещение о смерти св. Петра
  24. Обретение мощей св. Петра с. 246
     
    ¦



Клейма:

  1. Чудесное видение матери Петра
  2. Родители отдают Петра в обучение
  3. Посвящение Петра в иноки
  4. Посвящение Петра в диаконы
  5. Посвящение Петра в пресвитеры
  6. Петр занимается иконописью
  7. Петр перед вратами основанного им монастыря на реке Рати (на Волыни)
  8. Петр подносит написанную им икону митрополиту Максиму
  9. Князь Юрий Галицкий упрашивает Петра пойти в Константинополь для поставления на престол Киевской митрополии
  10. Петр с сопровождающими плывет на двух кораблях в Константинополь
  11. Петр у патриарха
  12. Патриарх посвящает Петра в митрополиты всея Руси
  13. Патриарх наставляет Петра
  14. Петр едет в Переяславль на собор (суд с тверским епископом Андреем в 1311 году)
  15. Петр прощает посрамленного на соборе епископа Андрея
  16. Петр закладывает Успенский собор Московского Кремля в 1326 году
  17. Великий князь Иван Данилович Калита видит себя во сне едущим перед высокой горой с тающим снегом
  18. Ангел предсказывает Петру скорую кончину
  19. Петр перед смертью наставляет народ
  20. Перенесение тела Петра

    Во время перенесения тела одному из неверящих в святость митрополита было видение — Петр предстал сидящим и благословляющим народ

  21. Погребение Петра
  22. Погребение Петра
  23. Митрополит Феогност посылает в Константинополь патриарху извещение о смерти Петра
  24. Обретение мощей Петра

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6962