▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Преподобный Алексий, человек Божий
Изображения с более высоким разрешением:

Преподобный Алексий, человек Божий

Школа или худ. центр: Центральная Россия

Вторая половина XVII в.

Дерево, левкас, темпера.
31.4 × 26.6 см

Собрание Н. С. Паниткова, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

107. АЛЕКСЕЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

Вторая половина XVII века123
Москва
31,4 × 26,6 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание Н. С. Паниткова]

123 Серебряный оклад на иконе современной работы.

Происхождение: Приобретена на Вернисаже в Измайлово в 1992 году.

Сохранность: Крупные вертикальные вставки левкаса с реконструкцией живописи, проходящие по обеим сторонам фигуры святого. Вставка на верхнем поле на изображении Спаса Нерукотворного. Пропись черневого рисунка крыльев ангела, одежд.

Реставрация: Реставрирована А. П. Бурмакиным в 1990-е годы.

Иконные изображения Алексея человека Божия известны с конца XV века, в России особое распространение получили во второй половине XVII столетия как небесного покровителя царя Алексея Михайловича (1645–1676). Традиционно изображался прямолично, в рост, со скрещенными на груди руками124.

124 См., например, икону из Николо-Угрешского монастыря работы Симона Ушакова (?) (ГИМ. Воспр.: 1000-летие русской художественной культуры: Каталог выставки. М., 1988. Кат. 150).

Особенностью данного извода является свиток в левой руке святого (текст не читается) и жест правой. Изображение Спаса Нерукотворного125 на верхнем поле находит объяснение в житии святого, согласно которому покинувший отчий дом и приехавший в Эдессу Алексей окончательно вступает на путь подвижничества после молитвы перед платом с Нерукотворным Образом, данным самим Спасителем царю Авгарю. Стиль иконы с «барочным» фоном, в котором детально проработанный позем сочетается с клубящимися облаками характерен для московской иконописи середины — второй половины XVII века126.

125 Извод с поддерживающими плат стоящими ангелами получил распространение с середины XVII века после перенесения в Москву прославившегося в Хлынове (Вятке) образа Спаса Нерукотворного.

126 Например, икона «Святые благоверные князья Борис и Глеб», середина XVII века, Москва. Воспр.: Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве М., 1956. С. 101. Ил. 38.

О. С. Никольская


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6967