▲ Наверх (Ctrl ↑)
ИСКОМОЕ.ru Расширенный поиск
По темам: Перейти
Ярославские святые в молении Толгскому образу Богоматери
Изображения с более высоким разрешением:

Ярославские святые в молении Толгскому образу Богоматери

Школа или худ. центр: Ярославль

Конец XVII в.

Дерево, левкас, темпера; серебро, гравировка
33 × 27.8 см

Собрание М. Б. Миндлина, Россия

См. в «Галерее»:

 Иконы из частных собраний 2004 

115. ЯРОСЛАВСКИЕ СВЯТЫЕ В МОЛЕНИИ ОБРАЗУ БОГОМАТЕРИ ТОЛГСКОЙ

Конец XVII века
Ярославль
33,0 × 27,8 см
Дерево, левкас, темпера; серебро, гравировка
[Собрание М. Б. Миндлина]

Происхождение: Неизвестно.

Сохранность: Мелкие утраты левкаса по краям и углам. Небольшие живописные тонировки.

Реставрация: Сведения отсутствуют.

Изображение сонма ярославских святых — князей Федора, Давида, Константина, Василия и Константина, а также прп. Сергия Радонежского перед чудотворным образом Богоматери Толгской, — принадлежит к числу редко встречающихся. Среди ярославских святых наиболее известными и часто изображаемыми являлись князь Смоленский и Ярославский Федор Ростиславич (около 1240–1299/1300), по прозванию Черный, и чада его Давид (1280-е годы — 1321) и Константин (конец XIII — начало XIV века). Их почитание было установлено не позднее 1463–1468 годов после открытия мощей, находившихся в Ярославском Спасском монастыре. Им было посвящено несколько приделов в ярославских церквах, в частности, в Введенском соборе Толгского монастыря. Почитание святых князей братьев Василия Всеволодовича († 1249) и Константина Всеволодовича († до 1249) распространилось значительно позднее, хотя местное празднование, вероятно, было установлено вскоре после 1501 года. Их погребения находились в Успенском соборе Ярославля. Изображения Василия и Константина перед иконой Богоматери Ярославской относятся в основном к XVIII–XIX векам.

Среди близких иконографических аналогий публикуемому памятнику можно назвать икону XVIII века (ЦМиАР), изображающую пять ярославских князей перед образом Богоматери Толгской.

Образ Спаса Нерукотворного, представленный на верхнем поле, являлся, наряду с Богоматерью Толгской, прославленной святыней Ярославля. Чтимые иконы Спаса находились в нескольких храмах города. Иконография образа указывает на то, что он была создан по заказу жителя Ярославля. Манера живописи характерна для поволжской иконописи XVII века. Письмо ликов живоподобное, цвет фона — перетекающий от высветленно-салатового к насыщенно-зеленому. Руку ярославского живописца выдает некоторая жесткость моделировок личного, насыщенное узорочье одежд и фона.

Н. В. Герасименко


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 6978