▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Собор архангела Михаила и прочих сил бесплотных
Изображения с более высоким разрешением:

Собор архангела Михаила и прочих сил бесплотных

Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий)

1704 г.

Дерево, темпера.
155.5 × 97 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 204

Из Архангельского собора в Бронницах Московской области.

См. в «Галерее»:

 Группа ЦМиАР во ВКонтакте 

Надпись: «1704 г. Царев изограф писал смиреный Кирилл Оуланов».

В собрании Музея имени Андрея Рублева хранится комплекс икон из собора Архангела Михаила в подмосковном городе Бронницы, выполненный мастерами Оружейной палаты в первые годы XVIII столетия. Он состоит из семи произведений, на пяти из которых имеются автографы знаменитых царских изографов Кирилла Иванова Уланова и Тихона Иванова Филатьева.

В начале XVIII столетия Бронницы, именовавшиеся тогда «Броничи», были государевым коннозаводческим селом, возведение и украшение нового каменного храма в нем оплачивалось из государственной казны. Инициатором же строительства и подрядчиком был местный уроженец — купец гостиной сотни Иван Иванов Бронницкий.

Храмовый образ бронницкого храма «Собор архангела Михаила и прочих небесных сил» имеет автограф Кирилла Уланова. Его композиция построена в традициях своего времени — ангельские чины представлены подробно и многочисленно, выстроены в три ряда. Иконография довольно заметно отличается от традиционной: в центре композиции в сиянии и окружении образованного серафимами кольца, на престоле из херувимов восседает Христос в облике Вседержителя, в то время как обычно на таких иконах архангелы держат медальон с образом Спаса Эммануила. Лики написаны очень мягко, без активной выбелки, что очень характерно для Кирилла Уланова, также как и миловидный типаж округлых ликов ангелов.

В авторской подписи художник впервые называет себя «смиренным иконописцем». Подобная формулировка будет встречаться у него и позднее. Учитывая дальнейшую судьбу изографа, принявшего в 1709 году монашество и уехавшего в глухую провинцию, можно предполагать, что изменение формулировки подписи на бронницкой иконе в какой-то мере отражает произошедшие в это время перемены в мироощущении мастера, предопределившие его последующую судьбу.


Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info | ВКонтакте

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 7306