▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Рама к иконе святителя Власия Севастийского с клеймами жития
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Рама к иконе святителя Власия Севастийского с клеймами жития

Школа или худ. центр: Ярославль

Конец XVII в.

Дерево, темпера.
173 × 111 см

Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Инв. И-488

Из Троицкой (Власьевской) церкви в Ярославле.

См. в «Галерее»:

 Комашко, Саенкова 2007 

 
с. 114
¦
Рама к иконе святителя Власия Севастийского с клеймами жития
Конец XVII века. Ярославль
173 × 111 см. Дерево, темпера
ЯХМ, инв. № И-488
Из Троицкой (Власьевской) церкви в Ярославле

Священномученик Власий Севастийский (ум. ок. 316) — епископ города Севастии (современный Сивас в Турции) в Каппадокии. В юности был пастухом. Во время гонений на христиан скрывался в пустынном месте на горе Аргос. Принял мученическую кончину при императоре Лицинии. Уже в Византии почитался как попечитель скотоводов; его большой популярности в Древней Руси способствовало созвучие имени святого с именем языческого бога Велеса, покровительствовавшего скоту. Мощи св. Власия хранились в храмах Константинополя. Около 1200 года русский паломник Антоний Новгородец привез на Русь их частицу. Во время крестовых походов мощи перенесены на Запад, где распространились по всем европейским странам. Король Балдуин II в 1247 году с. 114
с. 115
¦
привез в Париж главу и руку святителя, которые хранятся в храмах Сен-Шапель и Нотр-Дам. Однако греки считают, что глава святителя находится на Афоне в монастыре Кастамонит, а десница — в монастыре Дионисиат. Память его отмечается 11/24 февраля.

Раннее Житие св. Власия существует в нескольких вариантах. В конце X века Симеон Метафраст составил его новую редакцию. Житийные циклы святого в византийском и западном мире встречаются в монументальной живописи с XII века. Переводы различных вариантов житийных текстов на славянский язык известны с X столетия. Как следствие широкого почитания святого на Руси, с домонгольских времен создавалось большое количество русских икон с его изображением. Особой популярностью св. Власий пользовался в Новгороде и северных землях, где скотоводство было основным занятием крестьянства. В XVIII столетии почитание Власия полностью уходит в народную среду.

Самые ранние сохранившиеся житийные иконы святого относятся к XVII веку; в Новое время получили широкое распространение в народной иконописи. Публикуемая ярославская икона, происходящая из посвященного святому храма, — наиболее полный из всех известных житийных циклов св. Власия Севастийского. Состав ее клейм необычен: в них проиллюстрированы не только канонические житийные тексты, повествующие о поставлении святого в епископы, его отшельнической жизни на Аргосе и мученической кончине, но также некий неизвестный текст, рассказывающий о его ранних годах, проведенных в монастыре. Тенденция включения в житийные циклы сюжетов, связанных с детством и отрочеством различных святых, несмотря на то, что в Житиях их об этом не упоминается, в целом характерна для эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. с. 115
 
¦

 
с. 114
¦
Клейма:

  1. Рождество и крещение св. Власия
  2. Поставление св. Власия в диаконы
  3. Искушение св. Власия, уход его в пустыню. Беседа св. Власия с епископом
  4. Троица в деяниях
  5. Уход св. Власия из города с монахом
  6. Уход св. Власия в пустыню и его проповедь
  7. Св. Власий в пустыне
  8. Ангел указует путь св. Власию
  9. Св. Власий следует за ангелом и получает благословение епископа
  10. Жизнь св. Власия в монастыре
  11. Явление перед постригом св. Власию во сне Богородицы с апостолами Петром и Иоанном Богословом
  12. Пострижение св. Власия и поставление в иереи
  13. Явление св. Власию Богородицы с ангелом. Священническое служение Власия
  14. Беседа Св. Власия и Исидора с монахом. Явление Христа св. Власию
  15. Св. Власий скрывается от гонений в пустыне на горе Аргос, где живет среди диких животных
  16. Св. Власий получает в пустыне причастие от небесного престола. Св. Власий служит в церкви, и ему сослужат ангелы
  17. Поставление св. Власия в епископы
  18. Св. Власий исцеляет приходивших к его пещере диких зверей, возложив на них руки; игемон Агриколай повелевает своим ловчим поймать диких зверей для мучения христиан
  19. Ловчие игемона обнаруживают пещеру св. Власия
  20. Игемон приказывет своим воинам схватить скрывающихся в горах христиан
  21. Воины находят в горах св. Власия и ведут его к игемону
  22. Св. Власий перед Агриколаем и книжниками
  23. Св. Власий уходит в пустыню и служит в пещере
  24. Св. Власий исцеляет больных по пути к игемону
  25. Св. Власий спасает сына некоей женщины от рыбной кости, застрявшей в горле
  26. Волк возвращает поросенка вдовице по молитве св. Власия
  27. Игемон Агриколай призывает св. Власия на судилище
  28. Св. Власия заключают в темницу за отказ поклониться языческим богам
  29. Вдовица, заколов и приготовив поросенка, приносит его в темницу св. Власию. Св. Власий наставляет вдовицу, как совершать его ежегодную память
  30. Св. Власия избивают по приказу игемона
  31. Св. Власий сокрушает идола. Четверо христиан (два Евгения, Матфей и Орест) принимают причастие от св. Власия в темнице
  32. По приказу игемона св. Власия строгают железными гребнями
  33. Игемон повелевает вновь заточить св. Власия в темницу
  34. Св. Власия ведут в темницу: семь благочестивых жен помазываются каплями его крови, текущей из ран
  35. Воины ведут женщин к игемону
  36. Игемон обращается к женам, следовавшим за св. Власием, повелевая им поклониться идолам с. 114
    с. 115
    ¦
  37. Жены берут идолов и несут их к озеру, якобы для того, чтобы, омыв свои лица, поклониться им
  38. Жены топят идолов в озере
  39. Игемон приказывает приготовить орудия мучений и принести дорогие одежды
  40. Одна из жен бросает дорогую одежду в огонь; два ее сына просят мать помочь им снискать Царствия Небесного
  41. Тела жен скребут железными гребнями; из их ран течет молоко
  42. Ангелы утешают жен в темнице
  43. Игемон велит бросить жен в огненную печь, откуда они выходят невредимыми
  44. Игемон вновь велит женам поклониться идолам
  45. Игемон приказывает отсечь женам головы
  46. Казнь жен. Мать поручает двух отроков св. Власию
  47. Игемон вновь призывает к себе св. Власия, и тот отказывается поклониться идолам
  48. Игемон велит утопить св. Власия в озере. Св. Власий идет по воде и призывает к себе воинов
  49. Воины тонут в озере. Ангел является св. Власию и велит ему принять мученический венец. Игемон приказывает казнить св. Власия
  50. Св. Власию и двум отрокам усекают главу
  51. Душа св. Власия на огненной колеснице возносится на небеса
  52. Благочестивая женщина Елисса забирает тела мучеников

53–54. Погребение св. Власия и двух отроков

  1. Вдовица, имевшая поросенка, устраивает поминальную трапезу по св. Власию
  2. Вдовица творит милостыню по св. Власию

57–58. Чудеса от гробов св. Власия и двух отроков

с. 115
 
¦



Клейма

[18] Св. Власий исцеляет приходивших к его пещере диких зверей, возложив на них руки; игемон Агриколай повелевает своим ловчим поймать диких зверей для мучения христиан

[19] Ловчие игемона обнаруживают пещеру св. Власия

[23] Св. Власий уходит в пустыню и служит в пещере

[24] Св. Власий исцеляет больных по пути к игемону

[26] Волк возвращает поросенка вдовице по молитве св. Власия

[27] Игемон Агриколай призывает св. Власия на судилище

[41] Тела жен скребут железными гребнями; из их ран течет молоко

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 7494