▲ Наверх (Ctrl ↑)
По темам: Перейти
Другие языки
Чудо о Флоре и Лавре
Изображения с более высоким разрешением:

Чудо о Флоре и Лавре

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XVI в.

66.7 × 51.5 × 3.2 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14558

Из собрания А.Морозова.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

  
 с. 160 
¦
110. Чудо о Флоре и Лавре1.

1 Сцена «Чуда о Флоре и Лавре» называется также, на основе сохранившихся надписей на некоторых иконах на эту тему, «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру». В композиции Флор и Лавр изображаются стоящими по сторонам архангела, который держит за длинные поводья двух оседланных коней. Ниже изображаются три всадника-коневода и табун лошадей около водоема. Имена коневодов — Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, что в переводе с греческого означает «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем».

В канонической греческой, югославянской и русской литературе Флор и Лавр известны как христианские мученики — братья, по ремеслу каменщики. Культ Флора и Лавра как святых покровителей коней возник на Балканах (Иллирия), где сменил античный культ всадников — братьев Диоскуров. С Балкан этот культ перешел на Русь и здесь получил особенно широкое распространение. Создание иконной композиции «Чуда о Флоре и Лавре» — вероятнее всего является чисто русским самобытным творчеством. Тип Флора и Лавра, описанный в иконописных подлинниках, устанавливается в XV в. По иконописному подлиннику Флор изображается «подобием рус, власы с ушей кратки, брада невелика... в двух ризах (одеждах): верхняя вохра с киноварью, исподняя (нижняя) лазоревая, в руке крест, другая молебна, на ногах сапоги»; Лавр «подобием млад, без брады, власы просты смяты и аки подстрижены; риза киноварная, исподняя вохра с белилом, в руке крест, другая молебна, на ногах сапоги» («Сводный иконописный подлинник XVIII века». По списку Г. Филимонова, М., 1874, стр. 423, под 18 августа).

Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп по легенде были сначала язычниками, конюхами богини Немезиды, затем стали христианскими мучениками. По иконописному подлиннику они изображаются так: «вси млади, аки трие пещные отроки кудреваты, на главах колпаки; на первом риза лазорь, испод бакан, на главе колпак киноварь, на другом риза киноварь, испод празелень, на главе колпак лазорь; на третьем риза бакан с белилом, испод вохра, на главе колпак бел, все препоясаны ширинками и в сапогах. Сии святии три обеда ястие (ели)... и кони изводяще на всякий скверный отеческий их праздник Немеседиосу, потом веровавши во Христа и мучение прияша» (указ. выше сводный иконописный подлинник, стр. 251, под 16 января).

Таким образом, в иконографии Чуда о Флоре и Лавре, сложившейся в древнерусском искусстве, была использована житийная легенда о всадниках-коневодах Спевсиппе, Елевсиппе и Мелевсиппе (А. И. Кирпичников, Икона Флора и Лавра Румянцевского музея. — В кн.: «Древности», «Труды Московского археологического общества...», т. XX, М., 1904. Протоколы, стр. 18–19; П. Гусев, Иконография св. Флора и Лавра в Новгородском искусстве. — «Вестник археологии и истории», вып. XXI, Спб., 1911, стр. 71–104; Н. В. Малицкий, Древнерусские культы сельскохозяйственных святых в памятниках искусства. — «Известия Гос. Академии истории материальной культуры», т. XI, вып. 10, 1932, стр. 21–24; Д. Шестаков, Исследование в области греческих народных сказаний о святых, Варшава, 1910, стр. 130; В. Н. Лазарев, Искусство Новгорода, М.–Л., 1947, стр. 106–109).

Последняя четверть XV века. Новгородская школа.

На фоне горок фигуры людей и лошадей расположены строго симметрично. В центре архангел Михаил с двумя оседланными конями. По сторонам его Флор и Лавр. Ниже, в центре, слитая воедино группа из трех всадников-коневодов. Их имена в надписях искажены: «Колесип, Ельоусип, Нелосип». Лошади, которых погоняют всадники, стоят в реке, изображенной в виде широкой горизонтальной полосы с крупными завитками волн. Вохрение красноватой охрой по оливковому санкирю с четкими немногочисленными движками. Красочная гамма яркая, звучная. Горки зеленовато-желтые, река голубая, одежды зеленые и киноварные, лошади черные, белые, серые и светло-коричневые. Фон и поля золотые. На полях киноварная опушь. На верхнем поле фрагмент надписи: «Арх Миха... пор...».

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 67 × 52.

Собр. А. В. Морозова.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14558]  с. 160 
  
¦

Литература:

Главная | Библия | Галерея | Библиотека | Словарь | Ссылки | Разное | Форум | О проекте
Пишите postmaster@icon-art.info

Система Orphus Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

Для корректного отображения надписей на греческом и церковно-славянском языках установите на свой компьютер следующие шрифты: Irmologion [119 кб, сайт производителя], Izhitsa [56 кб] и Old Standard [304 кб, сайт производителя] (вместо последнего шрифта можно использовать шрифт Palatino Linotype, входящий в комплект поставки MS Office).

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ID: 808