Наверх (Ctrl ↑)

Богоматерь с Младенцем и Власий

Богоматерь с Младенцем и Власий
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Новгород

XV в.

55 × 43.3 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 2063

Поступила в ГРМ в 1925 году из Гатчинского дворца-музея.

См. в «Галерее»:

 Смирнова 1976 

 
с. 258
¦
38. Богоматерь с младенцем и Власий
(илл. стр. 374)

ГРМ, инв. држ 2063.
Первая треть XV в.
54 × 42,5.

Происхождение. Находилась в собрании А. М. Постникова (на обороте надпись масляной краской: «Коллекцiя Андрея Михайловича Постникова. № 21. Греческих писем XII вѣка»)1, затем в Гатчинском дворце-музее. По некоторым сведениям, одно время хранилась в старообрядческом соборе в Петрограде. Поступила в ГРМ из Гатчинского дворца-музея в 1925 г.

1 Собрание А. М. Постникова следует отличать от другой известной коллекции — Н. М. Постникова; в описях последней издаваемая икона не упоминается. См. «Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым». М., 1888; «Залы 5-я и 6-я археологической выставки, устроенной имп. Московским Археологическим обществом в память своего первого двадцатипятилетия. Собрание церковных древностей Николая Михайловича Постникова». М., 1890.

Раскрыта до поступления в ГРМ (судя по характеру реставрации, еще в  XIX или в начале XX в.) В 1935 г. в ГРМ И. Я. Челноков удалил потемневшую олифу2.

2 Протоколы Реставрационной мастерской Русского музея, кн. 11, л. 196–197.

Доска липовая из двух частей (или цельная склеенная), с одной несквозной шпонкой посредине. Ковчег. Паволока.

Сохранность. На нижнем поле большая вставка нового грунта и живописи. Многочисленные «антикварные» тонировки и прописки, почти не отличимые от первоначальной живописи. Потемневшая олифа изменила оттенок хитона Богоматери (очевидно, он был более голубым).

Описание.

Фигуры в рост, слегка повернутые к центру. Богоматерь, в сине-зеленых хитоне и чепце и коричневом мафории, с младенцем на левой руке, стоит на киноварной подушке. Христос обеими руками придерживает свиток. Власий на левой руке держит Евангелие, с. 258
с. 259
¦
правая простерта к Богоматери ладонью наружу, в жесте адорации. Его одежды белые; на фелони коричневые кресты и темно-зеленые гамматы. Епитрахиль, палица и крышка Евангелия — желтые с белильным ассистом. лики написаны по светло-коричневому санкирю розовой, очень светлой охрой, с подрумянкой и мелкими белильными бликами.

Нимбы золотые. Фон киноварный, позем зеленый, ограниченный от фона черной полоской. Поля желтые, по лузге тонкая белильная обводка. Опушь вокруг всей иконы киноварная. Надписи на фоне белилами:

Буквы «ос» в надписи у Власия даны в виде росчерка.

Иконография.

Богоматерь с младенцем.

Изображение принадлежит к редкому иконографическому типу: Христос сильно откинулся и не благословляет, а обеими руками придерживает свиток.

3  Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери, II. Петроград, 1915, рис. 136, стр. 254; Е. Diez, О. Demus. Byzantine Mosaics in Greece. Hosios Lucas and Daphni. Cambridge (Mass.), 1931, fig. 20.

4 H. П. Кондаков. Указ. соч., II, рис. 139, стр. 258.

5 Там же, рис. 147, стр. 268–269.

Изображение на новгородской иконе является скорее всего поздней репликой какого-то чтимого образа Богородицы.

Власий.

Власий, епископ города Севастии в малоазийской Армении, жил, согласно тексту жития, в IX в. Эпизоды жития, в том числе многочисленные легендарные версии, дали основание для культа Власия как целителя и покровителя животных. Считается, что до избрания епископом он был известен в Севастии как врач; во время преследования христиан, скрываясь в пещере, исцелял диких зверей. Перед мученической казнью совершил и другие чудеса: исцелил мальчика, подавивщегося рыбьей костью, и вернул бедной вдове похищенную у нее волком свинью6.

6 О культе и изображениях Власия в Византии и на Западе см.: H. Aurenhammer. Lexikon der christlichen Ikonographie. Bd. I, Lief. 4. Wien, 1962, S. 384; Lief. 5. Wien, 1965, S. 385–390, с подробным указанием литературы.

Почитание Власия как покровителя скота сложилось уже в Византии; некоторые греческие минеи называют его «βουϰολος», т. е. пастухом. Этот аспект почитания Власия получил большое развитие на Руси. Укоренению культа способствовало и то, что новый христианский культ слился со старым языческим культом «скотьего бога» Велеса или Волоса; этому способствовало и совпадение функций, и звуковое сходство имен. Уже в XII в. (до 1165 г.) в Новгороде на Волосовой улице стояла церковь в честь Власия. Во взаимоотношении христианской и языческой традиции существовала не только преемственность, но и противопоставление: «... может быть, культ Власия стремились установить там, где слышались какие-то намеки на почитание языческого бога»7.

7 Н. В. Малицкий. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. — «Известия ГАИМК», т. XI, вып. 10. Л., 1932, стр. 12–14.

Почитание Власия как покровителя скота было особенно распространено в Новгороде и на русском Севере8. По некоторым спискам «Паломника» архиепископа Антония новгородского, он, посетив Константинополь около 1200 г., привез оттуда в Новгород частицу мощей Власия9. В Новгороде в 1407 г., т. е. близко к тому времени, к которому мы относим создание иконы, отстраивается каменная церковь Власия10.

8 Л. М. Глащинская. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV века. — «Новгородский исторический сборник», вып. III–IV. Новгород, 1938, стр. 127–128; В. Н. Лазарев [2], стр. 107–108; его же [3], стр. 233–234.

9 Н. И. Прокофьев. Русские хождения XII–XV вв. — «Ученые записки МГПИ», № 363 («Литература древней Руси и XVIII в.»). М., 1970, стр. 79.

10  «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов». Под ред. А. Н. Насонова. М.–Л., 1950, стр. 400.

Фигура Власия часто включалась в состав избранных святых на иконах, а иногда (XV в.) он изображался благословляющим стадо, вместе со св. Спиридоном или св. Модестом. Наиболее ранние изображения Власия на новгородских иконах относятся ко второй половине XIII в. («Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» с. 259
с. 260
¦
в ГРМ, «Спас на престоле, с избранными святыми» в ГТГ, см. кат. № 2 и 3).

Общая композиция.

Особенностью изображения, по сравнению с типичными для XV в. «избранными святыми», является внутренняя, смысловая связь между персонажами: жест Власия демонстрирует предстояние перед Богоматерью, обращение к ней.

Изображения Богоматери с предстоящими перед ней святыми — патронами церкви, местными угодниками, а также епископами, донаторами, строителями — получили широкое распространение в искусстве византийского круга уже начиная с VI в.11 Продолжением этой традиции в живописи средневизантийского периода явились многочисленные ктиторские и патрональные изображения. В них подчеркнут репрезентативный, поклонный характер, а фигура предстоящего дается иногда совсем маленькой12. На русской почве эти композиции представлены, например, «Боголюбской»13, «Максимовской»14, «Свенской»15 богородичными иконами.

11  Н. П. Кондаков. Указ. соч., I. СПб., 1914, стр. 183, рис. 101, 182, 183, 195, 240.

12 Н. П. Кондаков. Указ. соч., II, рис. 165, 187, 225, 227.

13  «Живопись домонгольской Руси». [Каталог выставки. Автор-составитель каталога О. А. Корина]. М., 1974, № 5.

14
  • «Ростово-суздальская школа живописи». [Каталог выставки]. М., 1967, № 1;
  • «Иллюстрации к докладам и сообщениям, прочитанным на всесоюзной конференции «Теоретические принципы реставрации древнерусской станковой живописи». М., 1970, рис. 28.
15
  • В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи [ГТГ], I. М., 1963, № 12, илл. 32–35;
  • «Живопись домонгольской Руси», № 12.

Со временем в византийском искусстве вырабатывается еще один тип изображений, где торжественность уступает место мотиву молитвенного предстояния, благочестивого переживания. Это, как правило, иконы, и отчетливо проследить их можно начиная с XII в. Таковы несколько икон, хранящихся на Синае или вывезенных оттуда:

Во многих случаях Богоматерь изображена в том иконографическом изводе, как на чтимых образах местности, с которой связана икона: на Свенской иконе преподобные Антоний и Феодосий, иноки Печерского монастыря, стоят перед «Богоматерью на престоле», чтившейся в Киево-Печерском монастыре; чтимые образа представлены и на синайских иконах22 (здесь изображение Богоматери часто сопровождается эпитетом «ἡ βάτος» — «Неопалимая купина» — тип, особо почитавшийся на Синае). Может быть, и фигура Богоматери на новгородской иконе есть реплика неизвестного нам почитавшегося изображения.

16
  • Н. Петров. Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при Киевской Духовной академии, вып. I. Коллекция синайских и афонских икон преосвященного Порфирия Успенского. Киев, 1912, стр. 10, табл. IX;
  • О. Wulff, M. Alpatoff. Denkmäler der Ikonenmalerei in kunstgeschichtlicher Folge. Hellerau bei Dresden, 1925, Abb. 16 (S. 51), S. 62, 260;
  • V. Lazarev. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967, p. 205, 258 (nota 96).
17
  • G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I. Athènes, 1956, fig. 163; II. Athènes. 1958, p. 143;
  • V. Lazarev. Op. cit., p. 337 (nota 84).
18
  • Н. Петров. Указ. соч., стр. 13, табл. XX.
  • Н. П. Кондаков. Указ. соч., II, стр. 147;
  • О. Wulff, М. Alpatoff. Op. cit., Abb. 49 (S. 125), S. 122, 124, 273;
  • V. Lazarev. Op. cit.
19
  • G. et M. Sotiriou. Op. cit., I, fig. 158; II, p. 138–139;
  • V. Lazarev. Op. cit.

Ср. также другие синайские иконы XIII в.:

  • G. et М. Sotiriou. Op. cit., I, fig. 157, 177;
  • Н. П. Кондаков. Указ. соч., II, рис. 68, стр. 147.

20 «Kunstsammlungen der Stadt Recklinghausen. Ikonen-Museum». 3. erweiterte Ausgabe. Recklinghausen, 1965, № 390.

22 Ср. миниатюру в коптской рукописи 1205 г., в Ватиканской библиотеке Ms. Copt. 9, где перед пишущим Григорием Богословом изображена Богоматерь Оранта, в типе алтарного образа (Н. П. Кондаков. Указ. соч., II, рис. 16, стр. 81).

На издаваемой иконе обе фигуры даны в одинаковом масштабе, как и в перечисленных композициях «моленного» типа. В позах обеих фигур, слегка повернутых друг к другу, отразились иконографические и художественные веяния палеологовской эпохи: если в композициях XII–XIII вв. Богоматерь изображена, как с. 260
с. 261
¦
правило, неподвижной, и лишь жесты предстоящих выражают обращение, то в XIV в. и Богоматерь представлена уже отвечающей на обращение; намек на это присутствует в ракурсе фигуры и жесте Богоматери на новгородской иконе. Однако повороты фигур столь незначительны, что присущая новгородскому искусству репрезентативность образа оказывается сильнее идеи молитвенного благочестия, выраженной в византийских памятниках. Именно такая трактовка композиции Богоматери с предстоящими была, очевидно, характерна и для искусства русской провинции, причем выражалась не обязательно в тенденции к фронтальной постановке фигур (как в издаваемой иконе), но иногда и в подчеркнутом контрасте их масштабов (ср. икону «Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и Климентом», XV в., в Вологодском музее)23.

23 Воспр.: Г. Вздорнов. Вологда. Л., 1972, табл. 29.

При сравнении памятника с соответствующими византийскими произведениями, где перед Богоматерью изображены главным образом местно чтимые святые (на синайских иконах — пророки Илья и Моисей, синайские преподобные, на погановской — покровитель монастыря Иоанн Богослов) становится особенно показательным, что на новгородской иконе фигурирует именно Власий. Изображая его предстояние перед Богоматерью и обращение к ней, икона наглядно демонстрирует популярность его культа в Новгороде24.

24 От издаваемой иконы протягиваются нити к новгородскому складню XV в. в ГИМ, где в средней части изображена Богоматерь в типе «Знамение», а на створках Никола и Власий. («Живопись древнего Новгорода и его земель» [5], № 38, илл. 26). Очевидно, святителем, соотнесенным с образом Богоматери, в новгородской иконографии был не только Никола (см. об этом кат. № 30), но и Власий.

Датировка и атрибуция.

Эту малоизвестную икону было принято относить к XIV в. (В. К. Лаурина [4]), или к концу XIV — началу XV в. (В. Н. Лазарев [2, 3]). В каталоге выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [5] предлагается более правильная, на наш взгляд, датировка XV в. Стилистические признаки дают возможность несколько сузить ее до рамок первой трети столетия (подробнее см. стр. 129). Однако многочисленные поновления при реставрации иконы не позволяют настаивать на этом с полной уверенностью.

Выставки.

Литература.

  1. М. И. и В. И. Успенские. Древние иконы из собрания А. М. Постникова. СПб., 1899, табл. XXXIX (прорись). Подпись под таблицей: «Греческих писем XII века. Принадлежит гос. императору Александру III».
  2. В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947, стр. 94.
  3. Его же. Живопись и скульптура Новгорода. — «История русского искусства», II. М., 1954, стр. 220.
  4. В. К. Лаурина. Станковая живопись Новгорода Великого конца XIII — 70-х годов XIV века (канд. дисс.). Л., 1954, стр. 228–229.
  5.  «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Государственный Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова. Л., 1974, № 41, илл. 28. с. 261
     
    ¦

Литература