Наверх (Ctrl ↑)

Что Тя наречем

Что Тя наречем
Изображения с более высоким разрешением:

Середина XVII в.

133 × 99 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 4444

Происходит из собора Спасского монастыря в г. Муроме. До 1964 года находилась в МИХМ (инв. ММ-20377).

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 346
¦
129. «Что тя наречем»

Середина XVII века. Средняя Русь
Дерево, темпера. 133 × 99
Происходит из Николо-Зарядской церкви города Мурома Владимирской области1
Музей Андрея Рублева, инв. КП 4444

1 Муром, один из старейших городов Средней Руси, упомянут в первой русской летописи — «Повести временных лет» — под 862 г. Каменная Николо-Зарядская церковь построена около середины XVII в.

«Что Тя наречем, о благодатная» — начальные слова молитвословия, так называемого Богородична, читаемого во время одного из девяти суточных богослужений — «первого часа»2. Время появления этой иконографии, вероятно, можно отнести к XVI веку. Иконы на текст этого молитвословия чрезвычайно редки.

2 В публикуемой иконе надпись «благодатная» была переписана на «обрадованная» уже при ее создании, что свидетельствует о том, что икона была создана около 1651 г., когда в ходе реформ, проводимых патриархом Никоном, произошло исправление этого текста.

Как сама молитва «Что тя наречем, о благодатная» раскрывает место и значение Богородицы в божественном миропорядке, так и композиция иконы на ее текст представляет собой иллюстрацию темы служения Богоматери Домостроительству Божию о спасении человека. Стройность и уравновешенность, геометрическая ясность организации композиции иконы-гимна призваны отразить упорядоченность мира, освященного действием в нем Божественной Премудрости, его «софийность».

Вверху иконы, на фоне небесных сфер, в небесном сегменте, на престоле восседает Господь Саваоф с восьмиконечным двухцветным нимбом — знаком Премудрости. Он благословляет двумя руками предстоящих, являя тем самым свою мироустрояющую волю. По сторонам — служащие Ему два архангела. Ниже — наглядно представлена картина осуществления предвечного замысла о спасении человека. Благословение Господа Саваофа обращено и к роду человеческому, изображенному на иконе, — это лики святых, шедших по пути, указанному Премудростью.

Ниже, на фоне небесных сфер со звездами, солнцем и луной, — тронная Богоматерь Знамение в мандорле, по сторонам от которой архангел Гавриил и пророк Исаия. Один из них благовествовал Марии о рождении Спасителя, другой пророчествовал о Деве в ветхозаветные времена. Эта часть композиции соответствует строкам Богородична, где Мария именуется «небом», потому что родила Христа — «солнце правды».

В гимне Богоматерь нарекают: «Девой», так как Она и по рождестве пребыла Девой — слева изображены «Рождество Христово» и пророк Иезекииль с «заключенными вратами»; «Матерью», т.к. «имела на руку сына всех Бога» — справа «Поклонение волхвов»; «раем», т.к. она «возрастила Цвет нетления» — Христа, спасшего человека от смертного тления. В центре иконы в райских кущах изображен благословляющий двумя руками Христос. Его фигура соединяет затворенные врата, расположенные в нижнем ярусе иконной композиции, и Богоматерь, восседающую на престоле. Мария представлена с молитвенно поднятыми у груди руками и склоненной головой, как в Благовещении, в знак послушания Божественной воле. У ног Спасителя — коленопреклоненные Адам и Ева, по сторонам — Иоанн Предтеча (слева) и Благоразумный разбойник (справа). Изображенные в нижней части иконы в центре врата — это символ Приснодевства и Богоматеринства Марии, «дверь спасения», «врата Премудрости», «врата райские», через которые в мир «вошел» Спаситель.

По сторонам от врат представлены по чинам святости апостолы, мученики, святители, преподобные мужи и жены, славословящие Богоматерь.

Литература

Л. Тарасенко с. 346
 
¦


Литература