- 2500 x 3418 пикс. [1506 кб]
- 1400 x 1944 пикс. [1315 кб]
(Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
- детали (4)
Школа Феофана Грека
Школа или худ. центр: Москва
Ок. 1403 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12797
См. в «Галерее»:
Ниже цитируются:1403 год. Феофан Грек.
Композиция с «восходящими» и «нисходящими» апостолами. Христос стоит на вершине горки в белых, сияющих золотом одеждах, на фоне шестиконечной белой звезды, окруженной молочно-голубой сферической славой, состоящей из двух кругов. Внутренний круг ее смещен вправо. Держа белый свиток в опущенной руке, Христос повернулся к склоняющемуся перед ним Моисею с голубовато-серой скрижалью в руках. Слева к Христу обращается Илья, прижавший руку к груди. От звезды ниспадают три широких голубых луча, ослепляющие апостолов. Слева — коленопреклоненный Петр заслоняется рукой от света; посредине стремглав падает Иоанн; справа — отвернувшийся Иаков прикрывает себе глаза. В красновато-охряных пещерах, изображенных на боковых горках, виднеются поднимающиеся и спускающиеся апостолы во главе с Христом. На одеждах пророков и апостолов лежат отсветы голубого Фаворского света. На лещадках и отрогах горок нанесены светлые синеватые блики. В верхних углах в голубых облаках помещены поясные изображения ангелов, показывающих путь несомым ими пророкам. Вохрение мазками по зеленому санкирю, с белильными движками по форме и с красными приплесками. Горки и одежды написаны жидкой охрой разных оттенков, а также зеленоватыми и синими красками. Пробела на одеждах голубые и белые, наложенные плотным слоем. Звезды на внешнем круге славы золотые. Лучи, идущие из более темной ее части, золотые и белые. Одежды пророков в облаках приплеснуты желтой и розовой краской. Фон и поля золотые, надписи красные. Краски были разведены так жидко, что иногда давали натеки. Во многих местах сохранился первоначальный набросок контуров, исполненный кистью.
Доска липовая, шпонки две поперечные и две накрест лежащие, набивные, на деревянных гвоздях. Паволока, левкас, яичная темпера. 184 × 134.
Служила храмовой иконой в Спасо-Преображенском соборе г. Переславля-Залесского1. В начале XX века была увезена в Петербург проф. В. В. Сусловым, где подверглась записи масляной краской. В 1923 году была взята из собора в Переславле-Залесском экспедицией Комиссии.
1 Переславль-Залесский с 1302 г. стал вотчиной московского князя (см. М. И. Смирнов, Переславль-Залесский. Путеводитель и справочник, Переславль-Залесский, 1928, стр. 17–18).
Раскрыта в ЦГРМ в 1924 году В. О. Кириковым, И. И. Сусловым и П. И. Юкиным.
Поступила из ЦГРМ в 1930 году. [12797]
Около 1403 года. 184×134. Третьяковская галерея, Москва [12797].
Из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, ставшем вотчиной московского князя в 1302 году. Сохранность хорошая. На фоне и на полях незначительные остатки золота. Частичные утраты левкаса на полях. Около Иоанна остатки испорченной греческой надписи. В. И. Антонова убедительно относит икону ко времени около 1403 года, когда на средства московского князя Василия Дмитриевича было предпринято обновление Спасского собора в Переславле-Залесском. Дважды повторенные группы апостолов встречаются в памятниках византийского круга начиная с XIII века (cod. Ivir. 5, л. 34 об.). Низводимые с облаков пророки становятся довольно обычной деталью в более поздних памятниках.