Слева от Христа — пророк Илья, справа — Моисей со скрижалями. Внизу три поверженных апостола: Петр — справа на коленях, поднял руку; Иоанн падает, отвернувшись, с его ноги слетел сандалий; Иаков упал навзничь, закрыв лицо руками.
70–80-е годы XV века. 90×58; 88×57. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород [7583, 7580].
Из церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. [В эту же серию икон входят «Воскрешение Лазаря», «Сошествие во ад» и «Успение».] Сохранность хорошая, кроме незначительных утрат на полях. Орнаментальная разделка позема типична для новгородских икон зрелого и позднего XV века. Показательна и более дробная трактовка лещадок горок. Все это говорит о тяготении к «украшенной» форме. В иконах первой половины XV века все более скупо и просто. Не исключена возможность, что в состав утраченного деисусного чина Волотовской церкви входила икона апостола Петра, ныне хранящаяся в Национальном музее в Стокгольме (Kjellin H. Ryska ikoner i svensk och norsk ägo, Taf. 21). Она обнаруживает большую стилистическую близость к «праздникам». Для «Преображения» ср. таблетку из собрания П. Д. Корина (Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, № 5, с. 31–32, ил. 16; [Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977, табл. XII]).
с. 243 ¦
Иконы Великого Новгорода 2008.[1121][M.2-4]
Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. — Кат. № 35, стр. 281-282, 286, 298, илл. с. 287-289.
Трифонова 2013.[10055][M.10-4]
Трифонова А. Н. Икона в собрании Новгородского музея. — Новгород, 2013. — Илл. 65-66.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью
и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.