Наверх (Ctrl ↑)

Четырехчастная

(так называемая «Четыредесятница»

Четырехчастная
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

Первая треть XV в.

20.5 × 14.5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14229

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 258
¦
218. Четыредесятница1.

1 Известны: 1) Четыредесятница — шестинедельный пост перед Рождеством Христовым, во время которого вспоминались праведники — св. праотцы и св. отцы; 2) Великая Четыредесятница — пост перед пасхой, с понедельника на первой седмице по пятницу на шестой. Икона связана с великой четыредесятницей, так как среди ее клейм — Предтеча и его глава (Обретение главы приходится обычно во время поста). На верхнем клейме справа изображена Богоматерь на престоле с преклоняющимися ангелами, так как в субботу пятой недели Великого поста читается акафист Богоматери. В субботу 2-й, 3-й и 4-й седмиц возносятся молитвы всем святым, изображенным на нижних клеймах иконы (К. Никольский, Пособие к изучению устава богослужения православной церкви, Спб., 1907, стр. 532– 534, 581–598), а также в «неделю мясопустную» вспоминается Страшный суд (мертвецы, встающие из гробов).

Конец XIV века. Школа Феофана Грека.

Четыре клейма равной величины в ковчегах разделены выпуклыми гранями. Слева вверху, среди белых горок, обращенный вправо Предтеча в пустыне, с. 258
с. 259
¦
с развернутым горизонтально свитком (черная надпись: «Покайтеся...»). Он склоняется над плоской чашей на поддоне, в которой помещена его отрубленная голова. В правом верхнем клейме представлена сидящая на престоле Богоматерь с младенцем на коленях. Ей предстоят держащие мерила ангелы в рост, простершие руки к трону. В двух нижних клеймах представлены лики праведников: слева — стоящие апостолы, пророки, святители, справа — мученики, мученицы, преподобные; у их ног изображены встающие из гробов мертвецы в саванах. Среди изображенных слева можно предположительно различить апостолов Петра и Павла, царя Соломона, пророка Самуила с рогом в руке, Иоанна Златоуста (?) и Василия Великого. Справа могут быть с некоторым вероятием определены архидиакон Роман, Георгий, правой рукой прижимающий крест к груди, а в левой держащий меч, Дмитрий, Мария Магдалина с крестом и алавастром в руках, царицы Александра и Екатерина, полуобнаженный со спадающей до колен бородой Онуфрий Великий, царевич Иоасаф. Вохрение белилами по темно-коричневому санкирю, с резкими переходами от света к тени. Краски густые, плотные. Основные цвета: зеленовато-синие, оливковые, лиловато-коричневые, отдельные пятна киновари и охры (светлой, разбеленной и более густой, яркой). Несмотря на небольшой размер фигур, в их исполнении сказались приемы монументальной живописи того времени. Фон золотой, со следами киноварных надписей, обозначающих название «ликов».

Поля новые. Врезок по внешней линии ковчега. В 1960 году первоначальная доска выпилена из позднейшей. На обороте первоначальной доски — врезная шпонка. Паволока (по рентгеновскому снимку — особой выделки: в рубчик, в елочку), левкас, яичная темпера. 32 × 25.

На позднейшей доске — сорочка из зеленого шелка.

Найдена на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле.

Раскрывалась И. А. Барановым: одно клеймо в 1920-х годах в Комиссии, два клейма в ГТГ в 1949–1950 годах. В 1959–1960 годах раскрытие закончено в ГЦХРМ, исполненное Е. И. Петренко-Барановой под руководством Н. Н. Померанцева.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14229] с. 259
 
¦


Литература