Наверх (Ctrl ↑)

Благовещение

Благовещение
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Москва

1408 г.

125 × 94 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 22951

Происходит из праздничного чина Успенского собора во Владимире

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 273
¦
[225. Чин праздничный.] Благовещение

Прилетевший архангел Гавриил стремительно шагнул к Марии, протянув к ней руку. Волнообразные складки бороздят подол его хитона, вздувшаяся пола гиматия спадает перед ним, вторя его движению2. Сидя на мягких подушках трона, Мария поникла перед вестником. Ее фигура и склоненная голова окутаны мафорием, из-под которого виднеется лишь кисть опущенной левой руки. Позади Богоматери и архангела — низкая, опирающаяся на маленькие арки стена, за которой справа и слева высятся увенчанные сводчатыми кровлями здания. Между ними — сквозная галерея с четырехгранными столбами. Поднимаясь влево, она заканчивается колонной, к капители которой прикреплен велум, спадающий с крыши кивория за Богоматерью3. с. 273
с. 274
¦
Боковые и удаленные части зданий затенены. Слева, над дверью палаты — львиная маска. Вохрение по оливковому санкирю золотистой охрой, с постепенным высветлением и подрумянкой. Одежды — синих, сине-зеленых, светло-зеленых и вишневых оттенков, с притенением и высветлением, с более темными в тон описями складок и прозрачными, наложенными в три слоя пробелами. Крылья ангела коричневые, с перьями, разделанными золотом, с голубыми и белыми папоротками. Трон Богоматери оранжевого оттенка с синей и темно-красной подушками. Сводчатые здания, колоннада, низкая арочная стена — светлых тонов: желто-серых, зеленоватых, палевых. Велум красный. На фоне и полях следы золота. В местах утрат (на фоне и полях, в верхних частях правой и левой палат, на мафории Богоматери и на крыльях ангела) оставлена запись на левкасных вставках начала XVIII века.

2 Так же движется архангел, ведущий младенца Иоанна в пустыню на фреске пилона жертвенника Успенского собора во Владимире.

3 Композиция следует Благовещению XIV в. (см. № 219), несколько видоизменив архитектуру и фигуру архангела. На одноименной более поздней (1425–1427) иконе из праздничного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры используется эта же композиция.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 125 × 94.

Раскрыта в 1933 году в ЦГРМ В. О. Кириковым. [22951] с. 274
 
¦


Литература