Наверх (Ctrl ↑)

Иоанн Богослов на острове Патмос, с житием

Иоанн Богослов на острове Патмос, с житием
Изображения с более высоким разрешением:
См. ниже:

Школа или худ. центр: Москва

Начало XVI в.

132 × 98 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 20874

Происходит из московской церкви Троицы у Салтыковского моста.

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 346
¦
284. Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием.

Начало XVI века. Школа Дионисия.

В среднике, обрамленном шестнадцатью клеймами с изображением «хождения Иоанна Богослова», представлен Иоанн, диктующий Прохору. Разведя руки с раскрытыми ладонями, Иоанн обернулся к падающим из левого верхнего угла голубым лучам. Фигура склонившегося над книгой юного Прохора четко выступает на черном фоне пещеры в одной из зеленоватых крутых горок1. Средник окаймлен широкой алой полосой с белым орнаментом. Порядок клейм2:

  1. Трапеза апостолов в Гефсимании. Иоанн вынимает «жребий Асийский»;
  2. Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле; буря качает лодку, мачта сломалась, парус снят, Иоанн и корабельщики жестами выражают скорбь;
  3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения;
  4. Иоанн и Прохор нанимаются работать в бане «Романы»; владелица бани бьет Иоанна за нерадивость, Прохор сокрушается;
  5. Иоанн воскрешает юношу, удавленного бесом в бане;
  6. Диоскорид умоляет Иоанна исцелить сына;
  7. Явление Христа Иоанну; исцеление сына Диоскорида;
  8. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане; Иоанн заклинает беса;
  9. Исцеление прокаженного;
  10. Иоанн крестит ефесцев;
  11. Обличение обычаев празднества Диониса, когди мужи «нападаху на жены несытым многоблудством»;
  12. Жрецы Диониса избивают Иоанна палками;
  13. Исцеление «огнем жгомаго»;
  14. Освобождение двенадцати юношей, прикованных к колонне и предназначенных в жертву бесу — волку (волк представлен слева внизу);
  15. Иоанн передает ученикам Евангелие, продиктованное им Прохору (см. средник);
  16. Погребение Иоанна.

1 Иконография средника восходит к миниатюре, изображающей Иоанна Богослова с Прохором в Евангелии Хитрово конца XIV в. (ГБИЛ) (см. о ней: D. Ainalov, Trois manuscrits du XIV-e siècle à L'Exposition de l'ancienne Laure de la Trinité à Sergiev. — «L'art byzantin chez les slaves», deuxième recueil, dedié à la mémoire de Th. Ouspensky, première partie, Paris, 1932, стр. 244, табл. XXXVII. Иконография в целом схожа с меньшей по размеру иконой ГТГ первой четверти XVI в. (см. № 298). Однако иконы эти совершенно различны по колориту и стилю.

2 Клейма определены по исследованию Н. П. Лихачева: «Хождение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По лицевым рукописям XV и XVI веков», Спб., 1911.

Композиции клейм тесно заполненные, многолюдные. Пропорции удлиненные. Для подробного развития сюжета один и тот же персонаж иногда изображается дважды и трижды (например, «Романа» и Иоанн в 4-м клейме повторены три раза, а Прохор — два). Излагая содержание «Хождения Иоанна Богослова», художник драматизирует представленные сцены. Краски прозрачные — охряные, сиреневые, розовые с преобладанием зеленых тонов. Первоначальные многочисленные пробела почти утрачены. Вохрение плавью, с подрумянкой, по бледно-оливковому санкирю. Поземы зеленые. Нимбы, фон и поля со следами золота.

Доска липовая, дублированная. Паволока, левкас, яичная темпера. 132 × 98.

Из московской церкви Троицы у Салтыковского моста3. с. 346
с. 347
¦

3 Церковь Троицы на Троицко-Введенской ул. у Салтыковского моста — новоблагословенная, единоверческая, построена в 1819 г. Стоящая рядом Введенская церковь построена в 1825 г. См. Путеводитель по Москве... под ред. И. П. Машкова, М., 1913, стр. 204.

Поступила из музейного фонда МОНО в 1933 году.

Раскрыта в ГТГ И. А. Барановым в 1954 году. [20874] с. 347
 
¦


    Детали
  1. Иоанн Богослов и Прохор

    Клейма

  1. Трапеза апостолов в Гефсимании. Иоанн вынимает «жребий Асийский»
  2. Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле

    Буря качает лодку, мачта сломалась, парус снят, Иоанн и корабельщики жестами выражают скорбь.

  3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения
  4. Иоанн и Прохор нанимаются работать в бане «Романы»

    Владелица бани бьет Иоанна за нерадивость, Прохор сокрушается.

  5. Иоанн воскрешает юношу, удавленного бесом в бане
  6. Диоскорид умоляет Иоанна исцелить сына
  7. Явление Христа Иоанну; исцеление сына Диоскорида
  8. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане; Иоанн заклинает беса
  9. Исцеление прокаженного
  10. Иоанн крестит ефесцев
  11. Обличение обычаев празднества Диониса
  12. Жрецы Диониса избивают Иоанна палками
  13. Исцеление «огнем жгомаго»
  14. Освобождение двенадцати юношей, предназначенных в жертву бесу — волку
  15. Иоанн передает ученикам Евангелие, продиктованное им Прохору
  16. Погребение Иоанна

Литература