Антонова, Мнева 1963 =
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
Лазарев 2000/1 =
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
Антонова, Мнева 1963
с. 66 ¦7. Спас Нерукотворный1. На обороте — Прославление креста
1 Тип Спаса «на чрепии», в отличие от Спаса Нерукотворного «на убрусе» (см. фрески на восточной и западной подпружных арках в церкви Спаса Нередицы; В. К. Мясоедов, Фрески Спаса Нередицы, Л., 1925, табл. XIX). О многочисленных вариантах легенды о Нерукотворном Спасе см. Н. В. Покровский. Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., 1895, стр. 49–52.
Обе стороны иконы были написаны во Владимире, быть может разными мастерами. Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом Нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. Не исключено, что художник Прославления креста на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире (см. доводы в пользу моей атрибуции у Н. Н. Воронина, в его статье «О некоторых рельефах Георгиевского собора в Юрьеве Польском». — «Советская археология», М., 1962, I, стр. 142–148).
Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь.
Голова Спаса заключена в круглый нимб с перекрестьем, вписанный в квадрат доски. Большие округлые глаза подняты влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Раздвоенная борода и длинные свисающие усы написаны тонкими темно-коричневыми линиями по зеленовато-серой рефти. Черно-коричневые волосы с прядью на лбу украшены золотыми линиями. Вохрение по оливковому санкирю темно-желтое, мягкого тона, с еле заметными следами подрумянки. На губах, веках и описи носа — киноварь. Нимб, фон и поля золотисто-охряные. Перекрестье нимба — тона слоновой кости, со следами
с. 66 с. 67 ¦
изображения драгоценных камней (по пяти на каждом конце). В верхних углах на фоне фрагменты древних букв IC ХС.
Прославление креста2. По сторонам голгофского коричневого восьмиконечного креста, с терновым венцом на перекрестье — поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Слева Михаил с копьем в руке, справа — Гавриил с тростью. Выше — краснокрылые серафимы с рипидами в руках, темно-оливковые херувимы и олицетворения солнца и луны — профильные головы в круглых клеймах — желтом (надпись: сълонце) и красном (надпись: луна). Живопись выполнена энергичными мазками в широкой, свободной манере. Колорит построен на сочетании темных красок (коричневой и оливковой), блеклых (светло-синей и коричневато-розовой) и ярких (красной, желтой и белой). Вохрение по зеленому санкирю с резкими белильными бликами и яркой подрумянкой. Фон белый, с черными и красными надписями. Поля темно-зеленые с орнаментом в виде кружков, звездочек и полосок. В немногочисленных надписях не проявляются особенности новгородского языка: «шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».
2 Эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). (См. Н. П. Кондаков, Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, Спб., 1904, стр. 22 и примеч. 1 и приложение «О древнехристианских композициях на тему «Слава креста», стр. 285–301). Иконографический тип восходит к старым сирийским источникам (В. Н. Лазарев, Искусство Новгорода, М., 1947, стр. 39). Стилистически ангелы близки к ангелам в композиции «Вознесение» в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (В. К. Мясоедов, указ. соч., табл. V, 2).
На лицевой стороне доска с ковчегом. Паволока, левкас, яичная темпера. Оборот без ковчега и паволоки, с тонкой подгрунтовкой. Шпонки набивные по верхнему и нижнему торцам. 77 x 71.
На лицевой стороне (в левом нижнем углу) и на обороте (у верхнего края) — красные сургучные гербовые печати московского Успенского собора.
Находилась в Успенском соборе Московского Кремля.
Раскрыта в Комиссии в 1919 году.
Поступила из ГИМ в 1930 году. [14245]
с. 67 ¦
Лазарев 2000/1
с. 164 ¦5. Спас Нерукотворный, оборот — Поклонение Кресту
Вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва [14245].
Из Успенского собора в Московском Кремле. Новгородское происхождение иконы не вызывает никаких сомнений. В пользу этого свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в надписях на оборотной стороне иконы (замена буквы ч буквой ц), и схожесть ангелов с ангелами в куполе и апсиде Нередицы (Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925, табл. IV, VI и XXVIII), и воспроизведение композиции лицевой стороны иконы (а частично и ее оборотной стороны) в заставке новгородской рукописи 1262 года (Лобковский Пролог в московском Историческом музее, Хлуд. 187, л. 1). Как установил Г. И. Вздорнов, икона происходит из новгородской деревянной церкви св. Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году. Сохранность хорошая. Тип Спаса Нерукотворного точно следует византийской традиции (см.: Грабар А. Н. Нерукотворенный Спас Ланского собора. Прага, 1931). «Прославление креста» встречается уже на серебряном блюде VI века в Эрмитаже (Volbach F. Frühchristliche Kunst. München, 1958, Abb. 245, S. 91). На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов — копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья — солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Для иконографии см.: Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., 1904, с. 22, 285–301; Grabar A. Martyrium, II. Paris, 1946, p. 275–290. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее — решить трудно.
с. 164 ¦
Литература
Древнерусская живопись 1958.[490][Z.1-3]
Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: [Альбом репродукций]. — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 20.
Onasch 1961.[477][M.7-1]
Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 347-348, Taf. 10.
Лазарев 1969.[48][M.6-2]
Лазарев В. Н. Новгородская иконопись = Novgorodian icon-painting. — М.: Искусство, 1969. — Стр.10-11, №8.
Живопись домонгольской Руси 1974.[162][Z.3-3]
Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 101-107, кат. № 23.
Onasch 1977.[3][M.8-2]
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 6.
Алпатов 1978.[89][M.1-5]
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №38, стр. 299.
ИРИ 1979-81.[7][Z.4-6-2]
История русского искусства: [Учебник для худож. вузов]. В 2-х т.. — М.: Изобразительное искусство, 1979–81. — Том 1, стр. 35, илл. 30.
Новгородская икона 1983.[28][M.7-1]
Новгородская икона XII–XVII веков / В. К. Лаурина, В. А. Пушкарев. — Л.: Аврора, 1983. — № 10, стр. 280.
ГТГ 1995.[18][M.3-3-1]
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 8, стр. 50-54.
Бетин 2000.[5220][Z.4-3-2]
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
Жизнь Христа 2001.[2][M.10-5]
Жизнь Христа в произведениях живописи. — М.: Галарт : Аст-Пресс, 2001. — Стр. 15.
Русская иконопись 2003.[575][M.]
Русская иконопись. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2003. — Илл. 29.
Иконопись ГТГ 2006.[725][M.2-3]
Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 32-33, илл.
Иконы Успенского собора 2007.[932][M.3-2-2]
Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Прил. 2, кат. № 3, стр. 221-223.
Марфо-Мариинская обитель 2012.[8396][Z.4-3-2]
Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. Страницы истории. — М., ВХНРЦ, 2012. — Т. 3, илл. 6.
Eastmond 2013.[7526][Z.8-3]
Eastmond A. The glory of Byzantium and early Christendom. — London: Phaidon Press Limited, 2013. — Pp. 232-233, cat. 222.
Иконопись ГТГ 2019.[10752][M.7-4]
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 28, илл. с. 29-30.
ГТГ 2020.[11758][M.3-3-1]
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусская живопись XII–XIII веков. — М., 2020. — (Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков; т. 3) — Кат. № 8, стр. 218-247.
Свердлова, Першин 2021.[12044][M.1-2]
Свердлова С. В., Першин Д. С. Икона «Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту» последней четверти XII века из Государственной Третьяковской галереи — два этапа создания памятника // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве: Сб. статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой. — М., 2021. — С. 482–503.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью
и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.