Наверх (Ctrl ↑)

Спас в силах

Спас в силах

Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа

Конец XV — начало XVI вв.

145 × 106 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. ДР 67

См. в «Галерее»:

 Антонова, Мнева 1963 

 
с. 229
¦
193. Спас в силах1.

1 Иконография Спаса в силах складывается на Руси к началу XV в. Это изображение, помещающееся в центре иконостаса, посреди деисусного ряда, призвано дать представление о величии верховного божества, о его господстве над небом и землей. В нем Христос Вседержитель царит над вселенной, символически обозначенной обрамляющими Спаса ромбом, овалом и четырехугольником. Зеленый двухцветный овал означает небо, роящееся «силами» небесными — серафимами и херувимами. В небе утвержден трон Вседержителя. Подножие его поддерживают ангельские чины — «троны» или «престолы», изображаемые в виде крылатых огненных колец, усеянных раскрытыми очами. Божественная слава Спаса образует вокруг него огненный красный ромб с вогнутыми сторонами. Исходящие от тела Христа лучи, идущие через стороны ромба, проникнув через овал неба, образуют пламенный киноварный четырехугольник, также с вогнутыми сторонами. Этот четырехугольник символизирует Землю, которая, по средневековым представлениям, была «четвероугольной». В острых углах его представлены символы евангелистов — ангел, орел, лев, телец. Евангелисты вещали славу Спаса во все концы земли. Очертания вогнутых сторон этого четырехугольника приплеснуты поверх перечисленных составных частей славы Вседержителя. Этим иконописец образно выражает богословское положение о том, что божество доступно восприятию лишь после его «вочеловечения» на земле. О том, как это изображение понимали в Древней Руси, дает представление миниатюра «Книги Козьмы Индикоплова» 1535 г. (см. А. Н. Свирин, Древнерусская миниатюра, М., 1950, стр. 88 и 99–100). Здесь над престолом изображен Спас в силах; на нижнем поле листа надпись: «мера всего мира».

Конец XV — начало XVI века. Ростово-суздальская школа.

Христос восседает на полукруглом резном троне. Ноги его стоят на подножии, утвержденном на крылатых «очистых» кольцах, обозначающих ангелов тронов. Очертания трона исполнены охрой и белилами по алому киноварному, желто-зеленому и синевато-зеленому фону славы, обрамляющей Христа. Он облечен в охряные с красновато-коричневыми описями складок одежды, залитые золотым ассистом. Раскрытое Евангелие с зеленым обрезом Христос поддерживает, оперев его на левое колено (надпись черная «не на лица судите...»). Краски славы — алая киноварь, насыщенный желто-зеленый и синевато-зеленый тона. Вохрение плавью, плотной розоватой охрой по оливковому санкирю, с движками в виде коротких белильных мазков. Фон и поля золотые.

Доска липовая, шпонки врезные, сквозные. Паволока, левкас, яичная темпера. 145 × 106.

Вывезена из церкви Троицы на Бору близ ростовского Борисоглебского монастыря. Происходит из упраздненного в XVIII веке монастыря Спаса на Мокзе, приписанного к Борисоглебскому монастырю2.

2 А. А. Титов, Ростовский уезд Ярославской губернии, М., 1885, стр. 520.

Раскрыта в 1940 году И. И. Сусловым.

Поступила из Ярославского областного музея искусств в 1937 году. [Др 67] с. 229
 
¦


Литература