Антонова, Мнева 1963 =
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
Лазарев 2000/1 =
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
Антонова, Мнева 1963
с. 65 ¦6. Деисус1: архангел Михаил, Спас Еммануил, архангел Гавриил2.
1 Деисус от греческого слова δέησις, означающего моление, прошение. В композиции воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. В центре композиции изображается Спас Вседержитель (Христос), по сторонам обращенные к нему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих основных фигур в деисусах часто изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые. Фигуры располагаются в строго определенном порядке. Бывают деисусы оглавные (изображение одних голов), оплечные, поясные и во весь рост, как на одной доске, так и на многих. Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII–XIV вв.
Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий. Деисусные композиции также часто изображались на верхних полях икон н входили в состав сложных композиций, таких, как «Страшный суд» (А. Кирпичников, Деисус на Востоке н Западе и его литературные параллели, ЖМНП, 1893, ноябрь; В. Н. Лазарев, Два новых памятника русской станковой живописи XII–XIII вв. — «Краткие сообщения... Института истории материальной культуры», XIII, 1946, стр. 67–76).
2 Это изображение — древнейший тип Троицы, восходящий к VII–VIII вв. В то время самое изображение иногда заменялось монограммой ХМГ (начальные буквы имен Христа, Михаила и Гавриила). (См. Н. П. Кондаков, Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, Спб., 1904, стр. 85, а также Н. Delehауе, Les légendes grecques des saints militaires, Paris, 1909, стр. 83).
Середина XII века. Новгород (?).
Спас Еммануил и обращенные к нему с обеих сторон склоняющие головы архангелы Гавриил и Михаил представлены по плечи («деисус оплечный»). Вохрение светло-коричневой охрой, вприплеск, с подрумянкой, сильно утрачено. Санкири разные: у Михаила — темная охра зеленоватого оттенка; у Спаса — темная охра; у Гавриила — зеленая темная. Зеленые тени приплеснуты.
Одежды исполнены плотным слоем красок. У Михаила розовато-сиреневый хитон и темно-синий гиматий. Хитон Еммануила охряной, с золотым ассистом. У Гавриила голубой хитон и розовато-сиреневый гиматий. В волосах у архангелов — голубые тороки3 с красными камнями, оправленными в золото4. Нимбы были розовые, фон золотой. Фрагменты нимбов сохранились у контуров голов, золотой фон уцелел над плечами архангелов. На фоне — разновременные вставки нового левкаса, внизу — доделка XVIII века. На полях нет левкаса. В левом углу на поле — красная сургучная печать Большого Успенского собора.
3 О значении слова «тороки» см.: «Хронографы Чудова монастыря». Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских, 1889, кн. 3, стр. 50, «О ангелех, иже имут над ушима тороцы. Ангели имут над ушима тороцы, еже есть покоище стого духа, иже и действо имут. А иже над челом белость, то есть слухи. Егда приидет повеление от господа, тогда слух вострепещет у архангела и абие зрит в зерцало, иже имать в руце, и обретает повеленное ему от господа в зерцале написано, яко же кто пишет на воде перстом. Яко бы тому единому разумети точию. Сея ради вины имут ангели слухи и зерцала».
4 Сопоставления, например: лица Спаса — с головой Еммануила на груди Богоматери в Устюжском Благовещении (см. № 4); архангелов — с мозаиками Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (общий характер и движения, подобные ритму апостолов в Евхаристии); колорита — охра с золотом на хитоне Спаса — с архангелом Гавриилом Устюжского Благовещения (см. № 4); с хитоном архангела Гавриила XII в., т. наз., «Ангела златые власы» (ГРМ) и др. — позволяют отнести эту икону ко времени не позднее середины XII в. и связать ее с новгородским кругом памятников Киевской Руси.
Происходит из Успенского собора в Московском Кремле, где находился над северными дверями иконостаса.
Раскрыта в ГТГ И. А. Барановым в 1936 году.
Поступила из Гос. Оружейной палаты в 1936 году. [0158]
с. 65 ¦
Лазарев 2000/1
с. 167 ¦18. Спас Еммануил с ангелами
Конец XII века. 72×129. Третьяковская галерея, Москва [0158].
Из Успенского собора в Московском Кремле, куда, возможно, была привезена из Владимира вместе с другими иконами, доставленными в Москву для поновления в 1518 году. Сохранность хорошая, кроме утраты в нижней части иконы, где лежит новый левкас в виде узкой ленты, несколько расширяющейся влево. От золотого фона и розовых нимбов почти ничего не осталось. Сделанные на полях насечки были предназначены для левкаса, чтобы он лучше держался. Но поскольку никаких следов левкаса здесь не обнаружено, есть все основания полагать, что поля с самого начала были прикрыты серебряным чеканным окладом. Для аристократических типов архангелов ср. мозаики Чефалу (Lasareff V. The Mosaics of Cefalù. — «The Art Bulletin», XVII, 1935, fig. 1, 4, 7 [новое изд.: Мозаики Чефалу. — Лазарев В. Н. Византийская живопись. Сборник статей, ил. на с. 206, 208 и 209]) и фрески большого и малого сводов Дмитриевского собора во Владимире (Grabar I. Die Freskomalerei der Dimitrij-Kathedrale in Wladimir. Berlin, 1926, Taf. XI, XXXIV, LXIII). Икона была, вероятнее всего, выполнена в 90-х годах XII века, когда расписывался Дмитриевский собор во Владимире. Так как ранних суздальских икон до нас не дошло, то лучше пользоваться в применении к ранним иконам термином «владимирская школа», а не «владимиро-суздальская».
с. 167 ¦
Живопись домонгольской Руси 1974.[162][Z.3-3]
Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 77-81, кат. № 17.
Яковлева 1987.[1269][Z.4-3-2]
Яковлева А. И. Техника живописи иконы «Эммануил с архангелами» второй половины XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи // Музей 8. Художественные собрания СССР : [Сб. статей]. — М.: Советский художник, 1987. — С. 103–110, 267.
ГТГ 1995.[18][M.3-3-1]
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 12, стр. 63-64.
Этингоф 1997/5.[10685][D]
Этингоф О. Е. «Чин с Еммануилом и двумя архангелами» из Государственной Третьяковской галереи. К иконографии Деисуса // Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания. — М.: Модус граффити, 1997. — С. 175–187.
Этингоф 2005.[165][M.4-14-1]
Этингоф О. Е. Византийские иконы VI — первой половины XIII века в России. — М.: Индрик, 2005. — Стр. 410, 431-433, 437, 448, 449, 472, 486-488, илл. XXXIII, 75.
Иконопись ГТГ 2006.[725][M.2-3]
Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 42-43, илл.
Иконы Успенского собора 2007.[932][M.3-2-2]
Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Прил. 2, кат. № 4, стр. 224.
Булкин 2008.[2633][M.5-2]
Булкин В. А. Русская икона : Альбом. — СПб.: Аврора, 2008. — Илл. 124-126.
Иконопись ГТГ 2019.[10752][M.7-4]
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 34-37.
ГТГ 2020.[11758][M.3-3-1]
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусская живопись XII–XIII веков. — М., 2020. — (Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков; т. 3) — Кат. № 12, стр. 360-377.
Если вы обнаружили опечатку или ошибку, пожалуйста, выделите текст мышью
и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.