Наверх (Ctrl ↑)

Царь Давид

Из пророческого чина

Царь Давид
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Тверь

Середина XV в.

133 × 102 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ 1827

Из пророческого чина Спасо-Преображенского собора в Твери.

На свитке видны остатки надписи из псалма: "Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди..." (Пс.44:11).

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 254
¦
88. Пророк Давид

Дерево, темпера. 134 × 103
ГРМ, инв. ДРЖ 1827

Имеются вставки позднего левкаса. Утраты верхнего красочного слоя по всей поверхности частично тонированы.

Великий пророк Давид происходил из колена Иудина и был сыном Иессея из Вифлеема (конец XI — первая четверть X в. до н.э.). Будучи тайно помазан на царство пророком и судией Самуилом, он стал вторым царем израильским после гибели царя Саула, объединив под своей властью все колена иудейские и родственные им племена. Давид сделал столицей своего царства неприступный Иерусалим, который стали именовать «град Давидов», и перенес в него Ковчег Завета, поместив его в покоях своего дворца на Сионе. Давид намеревался воздвигнуть для Ковчега подобающее святилище, но был остановлен в своих приготовлениях Божественной волей, заповедав его возведение своему сыну и преемнику Соломону. Для потомков царь Давид стал олицетворением мудрости, могущества и богатства.

Сакральный акт поставления царя Давида на царство пророком Самуилом стал поводом для формирования представления о его богоизбранности и для сравнения его с Мессией. В книгах пророков Исаии (Ис. 2 : 1) и Иеремии (Иер. 30 : 9) выражены надежды на грядущее восстановление царства Давидова. Сложился и поэтический образ града Давидова — Иерусалима как места обитания и торжества Божественной Премудрости. Со времени вавилонского пленения образ Давида приобрел черты бессмертного царя-святителя.

Эсхатологическая вера в Мессию как «сына Давидова» была воспринята христианством. Согласно толкованиям отцов Церкви, царь Давид являлся прообразом и прямым предком Иисуса Христа (Мф. 1 : 20–21; Мк. 10 : 47; Лк. 18 : 38), который в силу своего родства, будучи «помазанником Божиим», наследовал царский титул и престол Давидов (Лк. 1 : 32–33). Многие события из жизни царя Давида получили в святоотеческой традиции истолкование как прообразования спасительных деяний Иисуса. Так, например, его поединок с Голиафом ассоциировался с победой Христа над антихристом.

Царь Давид почитался творцом многочисленных псалмов, многие из которых получили истолкование как пророчества о новозаветных событиях. Как прорицательные свидетельства о пришествии Спасителя толкуются псалмы 15 : 8; 131 : 6–7, 11; о Евхаристии и иерействе Иисуса Христа — псалом 109 : 4; о распятии — псалмы 4 : 7 и 85 : 17; о вознесении — псалмы 23 : 9–10 и 56 : 6. В Новозаветной Церкви Псалтирь составила первооснову большинства молитв. Прообразовательные стихи Псалтири вошли в тексты служб важнейших двунадесятых праздников, а также памятей апостолов, мучеников и преподобных.

На свитке царя Давида в иконе Спасо-Преображенского собора Твери начертан текст, наиболее часто воспроизводившийся во фресковых и иконописных изображениях этого пророка: «И слыша дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего» (Пс. 44 : 11). Как свидетельство о происходившей из рода Давидова Деве Марии, этот текст читается на праздники Рождества Богоматери, Введения во храм, Благовещения.

И. Соловьева с. 254
 
¦


Литература