Наверх (Ctrl ↑)

Царь Соломон

Из пророческого чина

Царь Соломон
Изображения с более высоким разрешением:

Школа или худ. центр: Тверь

Середина XV в.

134 × 103 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 1969

Из пророческого чина Спасо-Преображенского собора в Твери.

См. в «Галерее»:

 София Премудрость Божия 2000 

 
с. 256
¦
89. Пророк Соломон

Дерево, темпера. 132 × 103
ГРМ, инв. ДРЖ 1969

Тонированные вставки позднего левкаса; тонированные потертости и утраты контурного рисунка и красочного слоя по всей поверхности. Надписи на фоне и свитке восполнены при реставрации.

На иконе из Твери пророк Соломон традиционно представлен в юном облике, с царским венцом на голове. Пророк Соломон (X в. до н.э.) был третьим царем Израильско-Иудейского царства, унаследовавшим его от своего отца царя Давида. Согласно библейскому свидетельству, Бог возлюбил Соломона от рождения и наделил его величайшей мудростью, богатством и славой, провозгласив: «Я даю тебе и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои» (3 Цар. 3 : 13). Соломон почитался царем — миротворцем и храмоздателем, осуществившим обет своего отца. По полученным от царя Давида чертежам, использовав несметные богатства и драгоценные материалы, он воздвиг в Иерусалиме на горе Мориа храм — место присутствия Премудрости Божией, куда был внесен Ковчег Завета. Строительство храма было начато в четвертый год царствования Соломона и завершено через семь лет. Через века на месте разрушенного Соломонова храма императором Константином и матерью его Еленой был построен храм во имя Воскресения Господня, что явилось одним из глубоко символических актов, связавших Ветхий и Новый Завет. Христианские теологи истолковывали текст 9-й притчи, посвященной Соломоном построенному им храму, как свидетельство таинства воплощения Сына Божиего, которое положило начало созданию новозаветной Церкви.

В богословских толкованиях царь Соломон предстает как прообраз Христа. В Премудрости, вещавшей его устами, также видели Сына Божиего, избравшего орудием своего воплощения Богоматерь, в лоно которой наитием Святого Духа вселившегося, как в храм. Устами Соломона Премудрость изрекла свои наставления, следуя которым можно приблизиться к ее познанию и пониманию ее словес. Речения Соломона облечены в форму притчей, которые представляют Божественную Истину в образах и подобиях. Царю Соломону приписывалось авторство трех тысяч притчей и тысячи пяти песен (3 Цар. 4 : 32), из которых сохранились лишь немногие, составившие книги Притчей, Премудрости Соломона и Песни песней. Книга Притчей в православной традиции принадлежит к числу учительных ветхозаветных книг. Заимствованные из нее чтения (паремии) чаще других включаются в церковные службы, ежедневно произносящиеся в храмах в христологические и богородичные праздники, а также в дни памятей пророков, мучеников, преподобных и святителей, поскольку все они своей жизнью являют примеры истинного служения Премудрости Божией.

Текст развернутого в руках Соломона свитка на иконе из Твери также заимствован из Книги Притчей: «МНОЗИ ДЩЕРЕ СТВОРИША СИЛУ И МНОЗИ СТЯЖАША БОГАТСТВО...» («Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их») (Притч. 31 : 29). Эта паремия включается в службу пятницы шестой недели Великого поста. Притча, из которой она заимствована, призывает к хвале праведной жены, своими мудростью и добродетелями превзошедшей всех прочих женщин и добившейся этого умом, смирением, истинными, а не показными достоинствами. Эта похвала обращена к Богоматери, через которую воплотилась Премудрость. Рядом с ее иконой в центре пророческого ряда иконостаса всегда находилась икона царя-пророка Соломона.

И. Соловьева с. 256
 
¦


Литература